Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТЕРРАКОТА

ТЕРРАКОТА (итал. terracotta, букв. «обожженная земля»). Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале. Обожженную глину могли покрывать глазурью, которая позволяет создать совершенно водонепроницаемую, блестящую и цветную поверхность; такие изделия называются поливной терракотой, в отличие от неглазурованной терракоты. Терракота широко использовалась в древности, на Востоке и на Западе, равно как и в доколумбовой Америке. В Римской империи ее производили во всех провинциальных центрах вплоть до Британских островов. С падением Рима искусство терракоты практически было забыто; оно возродилось в архитектуре и скульптуре поздней готики.

Также по теме:
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Терракотовый архитектурный декор был распространен в Древней Греции; вероятно, он появился в результате развития строительной техники от примитивных форм из дерева и сырцового кирпича. Применение терракоты в греческой архитектуре продолжалось в эпоху более развитой техники каменного строительства; из этого материала изготавливали детали ордерного архитектурного декора – гутты, антефиксы и водосливы, а также кровельную черепицу. Древние ассирийцы и персы, которые, в отличие от греков, не строили из камня, тоже умели изготавливать терракотовые плитки и поливные изразцы, особенно для облицовки стен из сырцового кирпича. В наше время поливная терракота также иногда применяется для облицовки зданий, что очень удобно, поскольку с этой поверхности легко удаляется городская грязь. Прекрасный пример – тщательно разработанный декор современного небоскреба, здания Американской радиаторной компании в Нью-Йорке (проект Р.Худа, 1924).

Глиняный предмет может быть обожженным или просто лепным, но если он размером более полуметра, необходимо удалить изнутри лишнюю массу, чтобы придать стенкам по возможности одинаковую толщину, так как усадка в процессе сушки и обжига может стать причиной искажения форм или поломки. Терракоту можно изготавливать дешево и в большом количестве, многократного используя сделанную по оригиналу матрицу из обожженной глины или гипса, в которую вжимают или вливают глину соответствующей консистенции. Очаровательные статуэтки из Танагры, относящиеся к эллинистическому периоду, были сделаны этим способом. Из-за технических трудностей обжига теперь считается невозможным создавать глиняную скульптуру, превышающую размеры настольных статуэток. Однако древние этруски делали множество больших терракотовых статуй.

В эпоху раннего Возрождения в Италии также производилось огромное количество терракотовой скульптуры, как глазурованной, так и неглазурованной, для того, чтобы удовлетворить потребности заказчиков с ограниченными средствами. Лука делла Роббиа (ок. 1400–1482) создал новый стиль глазурованной терракоты: он размещал рельефные белые фигуры на синем фоне в обрамлении гирлянд из ярких, окрашенных в естественные тона цветов и фруктов. Этот стиль в течение ста лет развивали его последователи. Французские скульпторы эпохи рококо часто делали эскизы прелестных миниатюрных статуэток, которые воспроизводились в терракоте в королевских гончарных мастерских Севра. Изделия этого типа, изготовлявшиеся повсюду в Европе, оставались в моде на протяжении 19 в.

ГОЛОВА. Терракота. Гана IGDA/G. Nimatallah     ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА. МАДОННА С РОЗАМИ

Также по теме:
СкульптураАрхитектураДекоративно-прикладное искусство

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет