АЛЕШИН, САМУИЛ ИОСИФОВИЧ
АЛЕШИН, САМУИЛ ИОСИФОВИЧ (р. 1913) (наст. фамилия Котляр), русский драматург. Родился 8(21) июля 1913 в Замброве (Польша) в семье врача и учительницы. В 1935 окончил промышленный факультет Военной академии моторизации и механизации Красной Армии, работал в конструкторском бюро. Во время Великой Отечественной войны был инженером танковых войск, воевал на Сталинградском фронте, в промежутках между боями писал свою первую пьесу Мефистофель (1942, опубл. 1963), в которой, не без злободневно-публицистического прицела, традиционный дьявол немецкого средневековья «очеловечивается», пережив земную любовь. В 1941–1946 выступал на страницах журналов «Крокодил» и «Огонек» с юмористическими рассказами. После демобилизации до 1952 работал руководителем лаборатории в автотракторном НИИ (в 1946 защитил кандидатскую диссертацию).
Первая опубликованная пьеса – Директор (поставлена в 1950 в Московском Театре драмы, ныне Театр им. В.В.Маяковского). Построив ее по формальным стандартам распространенных во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов «производственных» пьес, автор сумел, однако, избежать привычного для подобного жанра рассмотрения узко-технологических проблем, сделав упор на психологическом раскрытии характера главного героя, в духе времени натуры целеустремленной, успешно выдерживающей испытания на нравственную прочность в экстремальных производственных и семейно-бытовых ситуациях. Намеченный в Директоре мотив полной и бескомпромиссной самоотдачи как высшего проявления верности своему призванию был развит в пьесе Все остается людям (1959), поставленной почти одновременно в крупнейших театрах страны, а в 1963 экранизированной (режиссер Г.Г.Натансон). Ее герой, ученый-физик, сраженный в расцвете сил и таланта смертельной болезнью, самоотверженно стремится в отпущенное ему время завершить свою научную работу. Свойственный драматургии Алешина философско-публицистический аспект особенно отчетлив здесь в сценах диспута Дронова со священником Серафимом Николаевичем, показанным, вопреки канонам официального атеизма, умным и тонким психологом, вдумчивым собеседником и искренним гуманистом.
В основе пьесы Лестница (другое назв. Проблема, 1976) лежит острый, драматически спрямленный конфликт таланта и бездарности в научной среде. В пьесах на ином социальном материале Алешин также тяготеет к «пограничным ситуациям», ставящим героев перед ответственным, «экзистенциальным» нравственным выбором на пороге решающих поворотов в их судьбе (писатель накануне операции на сердце – Палата, 1962; безымянный танкист в немецком плену, предпочитающий смерть предательству, – Каждому свое, 1965). Проявляя (в т.ч. в названных пьесах) постоянный интерес к документально обоснованному сюжету, Алешин в то же время стремится к обобщенно-типизирующему его осмыслению, допускающему художественный вымысел («повесть в диалогах» Дипломат, 1967–1977, рассказывающая о дипломатической миссии М.М.Литвинова в 1919–1920 по обмену военнопленными).
В пьесах, посвященных проблемам частной жизни, любви и брака, драматург, следуя своим неизменным принципам личной ответственности и нравственного максимализма, выступает столь же бескомпромиссным демиургом и судьей изображаемых им событий (драмы Одна, впервые поставленная в 1956 на сцене Театра им. Евг. Вахтангова; Главная роль, другое назв. Белое платье для грешницы, 1964; Другая, 1968; Гражданское дело, другое назв. Была ведь любовь, 1974; Если..., 1975; Тема с вариациями, 1979). При этом с годами мотив бескорыстной любви к ближнему как истинной жизненной опоры, противостоящей и эгоизму честолюбия, и прагматизму материального преуспеяния, выступает все отчетливее (Очаг, 1991).
Опора на прототипические образы и сюжеты, характерная для целого пласта драматургии Алешина, сочетается с неустанными (хотя и не всегда успешными) жанровыми поисками (литературная инсценировка в драме Гоголь, ч. 1 – 1944, ч. 2 – 1950; пародийная вариация на тему Дон Жуана в пьесе Тогда в Севилье, 1948; драматический монолог в пьесе об У.Шекспире Человек из Стратфорда, 1954; актуализированная притча о Сократе и его жене Ксантиппа и этот, как его... и пьеса о М.А.Булгакове Весь я не умру..., обе 1989).
Большинству произведений Алешина, не сходящих с отечественной сцены на протяжении многих лет, присуща энергия театрального действия, выразительность образов, стремительность развития конфликта, «жизненное» сочетание «серьезного» и «смешного», отсылающее к «смешанному» жанру мелодрамы, идет ли речь о комедии (Ее превосходительство, 1979; Восемнадцатый верблюд, 1983), психологическом детективе (Следствие показало..., 1984) или своеобразных современных моралите (Сказки для взрослых детей, 1996).
Аннинский Л. Арифметика, алгебра, гармония. – Знамя, 1964, № 2
Алешин С. Пьесы. М., 1972
Владимирова З. Журавль в небе. – Театр, 1982, № 7
Алешин С. Тема с вариациями: Пьесы. Беседы о театре. М., 1987
Алешин С. Сказки для взрослых детей и другое. Тверь, 1996
Ответь на вопросы викторины «Мифология»