АВТОБИОГРАФИЯ
АВТОБИОГРАФИЯ – литературный жанр, описание жизни автора.
Автобиография как жанр начала складываться в поздней античности, что связано с усилением интереса к отдельной человеческой личности. До этого времени т.е. до последних веков старой и первых веков новой эры определяющую роль в жизни людей играла традиция, следование общепринятым устоям, законам крестьянской общины, правилам жизни в городе-государстве, например, в греческом полисе, законам, установленным египетскими или вавилонскими царями. Существовавшие нормы были освящены традициями, предполагалось, что их установили боги и выступать против них кощунственно. В такой ситуации отдельная личность имела мало возможностей для самовыражения, и вопрос об описании собственной жизни практически не возникал.
Автобиографии в какой-то мере предшествовали торжественные надписи восточных царей, повествовавших о своих победах, однако тут не может идти речи о настоящем жизнеописании. Все подобные тексты следовали строго определенным правилам и рассказывали о внешних событиях, связанных с тем или иным государем, но не о его внутренней жизни.
Греко-римский мир знал немало биографических сочинений – самое знаменитое из которых Сравнительные жизнеописания Плутарха. Появление таких книг свидетельствует о росте интереса к отдельной личности, хотя в люди еще не сами описывали свою жизнь – за них это делали историки. Кроме того, всех античных биографов привлекали яркие герои. Представление о неповторимости и значимости любого, даже самого обыкновенного человека, еще не существовало.
Некоторые выдающиеся деятели античности оставили описания своей жизни, очевидно, считая ее достаточно интересной и важной для потомков.
Так, древнегреческий писатель, воин и политический деятель Ксенофонт (кон. 5 – нач. 4 вв. до н.э.) написал книгу Анабасис (Поход), в которой рассказал об отступлении десяти тысяч греческих наемников, находившихся на службе у персидского царя Кира младшего и возвращавшихся на родину после убийства своего господина его соперником Артаксерксом. Ксенофонт руководил этим тяжелейшим отступлением, однако характерно, что о себе он пишет в третьем лице, сосредотачиваясь на происходящих событиях, а не на собственной внутренней жизни.
Не стал говорить о себе в первом лице и знаменитый римский государственный деятель Юлий Цезарь (1 в. до н.э.), подробно описавший свои военные подвиги в Записках о Галльской войне.
Таким образом, эти античные произведения, хотя и повлияли на складывание автобиографии как жанра, но в то же время скорее могут быть отнесены к мемуарным сочинениям. Мемуары – жанр, близкий к автобиографии, однако, мемуаристы уделяют больше внимания внешним событиям и людям, окружавшим автора.
Непосредственным предшественником автобиографии в древнем Риме можно считать книгу императора 2 века н.э. Марка Аврелия Наедине с собой (Размышление), в которой этот государь-философ сосредоточился прежде всего на описании своего духовного мира.
Зарождение и распространение христианства в первых веках нашей эры принесло в мировую культуру понятие ценности человеческой личности – по крайней мере перед лицом Бога. Христианская религия предполагавшая обязательную исповедь каждого верующего, тем самым усиливала внимание людей к их собственным переживаниям и прегрешениям. Не случайно одна из самых знаменитых автобиографий поздней античности, написанная около 400 н.э., носит название Исповедь. Ее автор – выдающийся деятель христианской церкви, философ, писатель, мыслитель, епископ североафриканского города Гиппона – Аврелий Августин (354–430). Роль блаженного Августина в развитии всей христианской мысли огромно – он сформулировал многие принципы, в течение столетий определявшие, и в какой-то мере определяющие до сегодняшнего дня учение католической церкви. Ему же во многом принадлежит заслуга органического соединения идей Нового Завета сучением древнегреческого философа Платона. Августин написал много богословских и философских сочинений. Однако самая знаменитая его книга – Исповедь, в которой писатель подробно рассказал о своих детских и юношеских годах вплоть до того момента, когда этот сын язычника и христианки обратился к вере своей матери. Всю свою жизнь Августин представляет, как иллюстрацию пути, который проходит человеческая душа в поисках истинной веры. Впрочем, это не помешало ему ярко и красочно рассказать о своем детстве, семье, школе, о своих проступках и увлечениях. Таким образом, Исповедь блаженного Августина стала одной из первых книг, которые могут безоговорочно быть названы автобиографиями.
Органическое соединение рассказа о внешних событиях жизни и о своих духовных исканиях, достигнутое Августином, не могло получить большое распространение в средние века. Чем больше западноевропейская культура отдалялась от античности, тем быстрее слабел интерес к описанию окружающего мира и собственной жизни. Исповедь, совершавшаяся у ранних христиан публично, со временем стала тайной, исповедоваться письменно, «для читателя», оказалось не принято. Анонимность большей части средневековых произведений искусства – будь то фреска, икона, собор или книга, тоже очень характерна. Своей главной задачей деятели культуры этой эпохи считали обращение к Богу, а вовсе не подчеркивание собственного «я». Средневековье знает много исповедей, но большинство из них сосредотачивается преимущественно на духовных поисках авторов, и они скорее могут быть отнесены к богословским сочинениям, чем к автобиографиям.
В позднем средневековье ситуация начала постепенно меняться. В 10–13 вв. разрастание городов привело к большим изменениям не только в экономической и политической, но и в духовной жизни Европы. Центрами культуры и образования стали не отделенные от мира монастыри, а университеты, находившиеся в городах и, соответственно, намного сильнее связанные с окружающей действительностью. Одной из важнейших черт средневековой городской культуры становится рационализм – мировоззрение, полагающее основой познания мира прежде всего разум. Таким образом, значение отдельного человека, наделенного разумом, а следовательно, способностью к размышлению, начало возрастать.
Характерно, что именно в это время появляется еще одна яркая автобиография, книга французского философа и богослова Пьера Абеляра (1079–1142) История моих бедствий.
Абеляр был уже во многом человеком будущей эпохи. В отличие от большинства других средневековых богословов, он не пытался «скрыть» собственную индивидуальность. Яркий мыслитель, умелый оратор, он стремился к славе и популярности и, конечно же, не случайно имел множество врагов. Взгляды Абеляра на многие богословские вопросы были слишком непривычными, и его обвинили в ереси. Один из величайших проповедников средневековья, Бернар Клервосский, обрушился на Абеляра в своих проповедях. Ученому пришлось отречься от своих взглядов, его книги были сожжены. Все эти злоключения были описаны им в Истории моих бедствий. Кроме того, Абеляр, через шесть столетий после Августина, обратился к описанию своей личной жизни. Однако если для человека раннего средневековья рассказ о собственной жизни должен был только проиллюстрировать восхождение души к Богу, для человека рубежа одиннадцатого и двенадцатого столетий его собственные переживания ценны уже сами по себе. Именно поэтому Абеляр подробно рассказал о любви к своей ученице Элоизе и о злоключениях, выпавших на долю несчастных влюбленных. Абеляр и Элоиза стали одной из самых знаменитых пар разлученных возлюбленных в мировой культуре, причем, в отличие от Тристана и Изольды или Ромео и Джульетты, они были реально существовавшими людьми, память о которых сохранилась благодаря автобиографии Абеляра.
Для сменившей средневековье эпохи Возрождения характерен исключительный интерес к отдельной человеческой личности. Гуманизм, ренессансное философское течение, поместил в центре мира человеческую личность и отказался от представлений о ее греховности и ничтожности, перейдя к восхвалению человека за его разум, красоту, силу, владение науками и искусствами. Не случайно в эпоху Возрождения в живописи развивается такой жанр, как портрет (и автопортрет), а в литературе – лирическая поэзия. Люди Возрождения в разных сферах культуры стремились наиболее полно выразить себя. Символично, что один из отцов Возрождения – итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374) способствовал также и развитию жанра автобиографии.
Для Петрарки, как для человека Возрождения, вполне естественным оказалось и создание собственных автобиографий. Одна из них была написана в форме письма к потомкам и рассказывала о внешних событиях жизни автора. Другая была создана в виде диалога поэта с Блаженным Августином и сосредотачивалась на духовной жизни Петрарки, описывая его нравственное развитие и внутреннюю борьбу с самим собой.
Эпоха Возрождения и следующие за нею века знают множество автобиографических сочинений, так как в это время ценность отдельной личности и ее внутреннего мира стала безусловной величиной.
Одно из ярчайших произведений, созданных в жанре автобиографии в эпоху высокого Возрождения, – книга знаменитого итальянского ювелира и скульптора Бенвенуто Челлини (1500–1571). Это сочинение, озаглавленное Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим, создана им уже в преклонные годы. Она содержит описание практически всей бурной жизни этого человека. Начав с рассказа о своем рождении и детстве, Челлини довел жизнеописание почти до самых последних лет, удивительно ярко и живо рассказав о своих многочисленных приключениях – о годах, проведенных на службе у папы римского, у французского короля, у флорентийского герцога, о своих воинских подвигах, любовных увлечениях, ссорах, преступлениях, о своем заточении в замке святого Ангела, путешествиях и, конечно же, о своем творчестве. Автобиография Челлини далеко не всегда достоверна – ее автор был склонен к хвастовству и преувеличениям, и далеко не всем его утверждениям можно доверять. Однако, многочисленные хвастливые преувеличения не повредили, а, скорее, только способствовали огромной популярности книги. Жизнь Бенвенуто Челлини написана автором не на латинском языке, как было принято, а на итальянском, что свидетельствует об обращении автора к широкой аудитории. Впервые книга была издана в 1728 и немедленно приобрела стала широко известна. Автобиография Челлини была переведена на большинство европейских языков (на немецкий язык ее переводил сам Гете), в 1848 появился ее первый перевод на русский язык. Индивидуализм Челлини и авантюрный характер повествования оказали большое влияние на развитие автобиографического жанра.
Другой, более философский тип автобиографического сочинения также сформировался в эпоху позднего Возрождения, прежде всего благодаря книге французского философа Мишеля Монтеня (1533–1592) Опыты. В начале 1570-х годов Монтень удалился от дел и уединился в родовом замке, где для него был оборудован специальный кабинет для ученых занятий. Здесь в течение многих лет он работал над своими Опытами, которые впервые были опубликованы в 1580 и быстро превратились в одно из самых читаемых философских произведений нового времени. Значение Опытов Монтеня для развития жанра автобиографии огромно. Важно не только то, что его размышления о себе самом и своей судьбе тесно переплетаются в книге с размышлениями о мире и месте человека в нем. Особенно важен тот факт, что Монтень, в отличие от всех предыдущих создателей автобиографий, осознанно подчеркивал свою обычность. «Я выставляю на обозрение жизнь обыденную и лишенную всякого блеска», – писал он. Таким образом, в мировой культуре впервые была сформулирована мысль о том, что «каждый человек полностью располагает всем тем, что свойственно всему роду людскому», а, следовательно, его автобиография может быть интересна для потенциальных читателей.
Все автобиографии, создававшиеся в последующие века, могут быть условно разделены на два вида: следующие образцу Челлини, т.е. подчеркивающие незаурядность их автора, и на те, чьи авторы в той или иной мере подражали Монтеню – иногда искренне, а иногда кокетливо заявляя об обыденности и ординарности своей жизни, чем, по их мнению, их автобиографии и должны были привлечь внимание читателей.
Важным этапом в развитии автобиографии как жанра и источником многочисленных подражаний стала Исповедь французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо (1712–1778). Руссо – один из философов-просветителей, родоначальник сентиментализма, оказал огромное влияние на развитие мировой философии и литературы. Культ естественности и простоты, превознесение чувства в противовес разуму, идеализация простой жизни на лоне природы, все это порождало интерес к внутренней жизни человека. Большая часть произведений Руссо посвящена исследованию человеческих чувств. Новаторский взгляд на человеческую природу, естественно, должен был привести Руссо и к детальному описанию собственной жизни. В 1766–1769 он создал свою Исповедь, весьма неоднородное произведение. С одной стороны, он, казалось бы, «вывернул наизнанку» свою душу. Далеко не все автобиографии отличаются такой «исповедальностью», как книга Руссо, в которой он с каким-то горделивым самоуничижением описывал свою жизнь, не скрывая и даже, наоборот, подробно описывая свои дурные поступки. В то же время Исповедь – это поэтический рассказ о человеке и его отношениях с окружающим миром, природой, другими людьми. Не случайно многие страницы посвящены лирическим описаниям природы и рассказам о любовной жизни автора, в которых откровенные излияния перемежаются с идеализированными образами. В то же время Исповедь – это и памфлет, в котором Руссо яростно обрушивается на своих истинных и воображаемых врагов.
Искренность Исповеди и ее полемический накал были так сильны, что опубликована она впервые была только после смерти автора в 1782–1789. Сам же Руссо посчитал свою Исповедь недостаточной и в последние годы жизни создал дополнения к ней Диалоги: Руссо судит Жан-Жака (1775–1776) и Прогулки одинокого мечтателя(1777–1778).
Не менее сильное влияние на развитие автобиографического жанра оказали воспоминания немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749–1832) Поэзия и правда из моей жизни, издававшиеся с 1811 по 1833. В этой книге он рассказывал о своих молодых годах и начале творческого пути, связанного с литературным направлением «Буря и натиск». Слова «Поэзия и правда» стали нарицательными – их часто употребляют для описания соотношения вымысла и реальности в автобиографических произведениях.
В 19–20 вв. появляются автобиографии как деятелей искусства (Жорж Санд, Герберт Уэллс, Сомерсет Моэм), политиков (Шарль де Голль, Уинстон Черчилль), так и простых людей, хотя во многих случаях трудно провести различие между автобиографией и мемуарами.
Автобиографический жанр в русской литературе сложился позднее, чем на Западе. К его первым образцам, возникшим в конце средневековья, могут быть отнесены Хожение за три моря Афанасия Никитина и Житие протопопа Аввакума.
Тверской купец Афанасий Никитин, добравшийся в 1466–1472 до Индии и проживший там три года, оставил записки о своем долгом путешествии. В них он не только ярко и красочно описал жизнь далекой страны, но и много рассказал о себе, о своих приключениях, мыслях, переживаниях, что позволяет в определенной мере назвать Хожение автобиографией.
Еще более яркий автобиографический характер носит Житие протопопа Аввакума. Аввакум Петрович (1620 или 1621–1682) был идеологом российского старообрядчества, в течение многих лет боровшимся против церковных реформ патриарха Никона. За свои взгляды был подвергнут жестоким преследованиям, много лет провел в ссылке и в суровом заточении и в конце концов был по приказанию царя сожжен вместе с несколькими своими сторонниками. В 1672–1675 он написал автобиографию, которая, несмотря на свое средневековое название, несомненно является произведением нового времени. В ней осознанно нарушаются строгие каноны житийного жанра. Традиционное житие предполагает рассказ о подвигах святого, написанный по выработанной веками схеме, с использованием возвышенного литературного языка. Аввакум написал историю своей собственной жизни, рассказав о своей борьбе и перенесенных страданиях, о своих чувствах, не пренебрегая многочисленными бытовыми подробностями. Язык Жития подчеркнуто неканоничен – в нем много ярких и сочных, иногда даже грубых простонародных выражений.
Настоящее развитие автобиографического жанра в России началось после петровских преобразований, когда произошли революционные изменения в культуре, проявившиеся, в частности, в резкой индивидуализации духовной жизни.
В 18 в. автобиографии в России создавались в основном дворянами. Среди многочисленных произведений этого жанра особое место занимает автобиография Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833) Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков 1738–1793. А.Т.Болотов, мелкий дворянин, родившийся в Тульской губернии, оставил литературное наследие, с художественной точки зрения не представляющее особого интереса. Его автобиография, напротив, обладает исключительной ценностью, так как автор подробно рассказал в ней о своей жизни, проведенной им то на государственной службе, то в своем имении Дворяниново. Болотов описал многие детали дворянского быта, которые без него остались бы неизвестными потомкам.
В 19 в. в России пишется огромное количество автобиографий. С одной стороны это воспоминания людей, чья жизнь оказалась связана с теми или иными знаменательными событиями – в данном случае нелегко провести грань между автобиографией и мемуарами. Так, множество воспоминаний посвящено Отечественной войне 1812 (воспоминания Дениса Давыдова, кавалерист-девицы Надежды Дуровой), свои воспоминания оставили многие декабристы (И.И.Пущин, И.Д.Якушкин). С века формируется традиция создания автобиографий политиками и государственными деятелями. Так, особый исторический интерес представляют написанные в начале двадцатого века воспоминания графа С.Ю.Витте – одного из виднейших государственных чиновников рубежа веков. Эта автобиография была написана Витте в тогда, когда он уже находился в отставке. Она содержит не только ряд ценных фактов, но и дает читателю достаточно яркое представление о противоречивой личности самого автора.
В то же время в девятнадцатом веке было создано множество автобиографий «обычных» людей – традиция, почти полностью исчезнувшая в двадцатом столетии, когда автобиография вновь стала уделом в основном выдающихся личностей.(Ф.И.Шаляпин, маршал Г.К.Жуков, правозащитник А.Т.Марченко…)
Помимо непосредственно автобиографий, в18–20 вв. было создано немало художественных произведений, носящих ярко выраженный автобиографический характер. Среди них – Страдания юного Вертера И.В.Гете, Севастопольские рассказы и Детство Л.Н.Толстого, Детство А.М.Горького, В поисках утраченного времени Марселя Пруста.
Все же эти книги– прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.
В 20 в. автобиографии в основном принимают форму мемуаров – рассказов не столько о себе, сколько о своей жизни на фоне эпохи. Известны воспоминания, близкие к автобиорафическому жанру, Шарля де Голля, М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина и других политических и культурных деятелей. Особый исторический интерес представляют автобиографические рассказы «простых» людей. Так, существуют воспоминания жертв сталинских лагерей – большое число которых собрано и частично опубликовано обществом «Мемориал». Разнообразные автобиографические материалы были использованы А.И.Солженицыным при работе над книгой Архипелаг ГУЛАГ. Белорусская писательница Светлана Алексиевич собрала воспоминания людей – свидетелей Чернобыльской катастрофы и опубликовала их в книге Чернобыльская молитва.
Тамара Эйдельман
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров //Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»