ЧИСЛА
ЧИСЛА, литературный журнал русской эмиграции. Выходил в 1930–1934 в Париже под редакцией И.В. де Манциарли и Н.Оцупа (с № 5 – только Оцупа); издано десять номеров. Название журнала соотносилось с библейской Книгой Чисел, а также выражало взгляды его учредителей, объявивших о своем равнодушии к политике. Формулируя программу издания, Оцуп писал во вступлении к № 1, что тут «не будет места политике, чтобы вопросы сегодняшней минуты не заслоняли других вопросов, менее актуальных, но не менее значительных». Эта позиция была подвергнута резкой критике З.Гиппиус, отмечавшей, что читателю журнала отказывают в праве размышлять о самом насущном, об «эмиграции, России, ее падении, ее страдании, ее гибели, ее воскресении». Отвечая на упреки, редакция объясняла, что она не против политики как таковой, но против ее тирании. О том, что в журнале «кончился политиканский террор эмигрантщины», с удовлетворением говорил один из основных авторов «Чисел» Б.Поплавский.
Едва ли не главной целью журнала, который издавался на пожертвования меценатов и не платил гонораров, было создание печатного органа для молодых эмигрантских авторов, с трудом пробивавшихся на страницы других изданий, которые отдавали предпочтение литераторам с именем. В «Числах» публиковались преимущественно писатели, начинавшие свой путь уже в эмиграции. За вычетом немногочисленных выступлений А.Ремизова, Гиппиус и Г.Иванова, «Числа» ориентировались на литературу, выразившую мирочувствование этого поколения.
Наиболее яркое выражение оно нашло в публикуемой журналом прозе Поплавского, С.Шаршуна, Ю.Фельзена, А.Гингера, И.Одоевцевой, Варшавского, В.Яновского, в стихотворениях (отдел поэзии занимал в каждом номере не менее двадцати страниц) Д.Кнута, Б.Божнева, А.Штейгера, Л.Червинской и других поэтов, близких к «парижской ноте». В своем большинстве они видели себя продолжателями традиций акмеизма, поборником которых был и редактор журнала, стремившийся придать «Числам» даже внешнее сходство с журналом акмеистов «Аполлон».
Критика сочла позицию «Чисел» возвращением к декадансу, «литературному разложению» (А.Бем). При этом признавалось, что подобные настроения действительно отличают большой круг эмигрантской молодежи, и журнал лишь предоставил возможность выразить свойственную такой молодежи «волю к сдаче, умиранию, отказу», не смущаясь тем, что с его страниц доносится «легкий запах тления» (М.Слоним).
В критическом отделе журнала выступали и авторы, которым подобное ощущение оставалось глубоко чуждым (П.Бицилли, Л.Шестов, В.Вейдле, Гиппиус). «Числа» были единственным в эмиграции изданием, которое возглавляли не политики или философы, а поэт, и они старались подчеркнуть свой преобладающий интерес к литературе, особенно к ее новейшим течениям. Журнал провел опрос среди писателей, рассказавших о своем понимании места и значения М.Пруста, опубликовал несколько материалов, посвященных Дж.Джойсу, большую статью Оцупа о Серебряном веке, который для него ассоциировался главным образом с творческими исканиями акмеизма, регулярно освещал новые явления литературы. Многие статьи носили скрыто полемический характер и были направлены прежде всего против традиций русской «идейной критики», продолжавших жить в других литературных изданиях Зарубежья. Цикл статей был посвящен новейшим явлениям в живописи (постимпрессиониму, творчеству М.Шагала, М.Ларионова и др.).
Из-за недостатка средств журнал выходил нерегулярно и подчас сдвоенными номерами. Однако «Числа» выполнили свою задачу консолидации молодых сил литературы русского Рассеяния.
Струве Г.П. Русская литература в изгнании. М., 1996
Литературная энциклопедия Русского Зарубежья, т. 2. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Мифология»