Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПОПЛАВСКИЙ, БОРИС ЮЛИАНОВИЧ

ПОПЛАВСКИЙ, БОРИС ЮЛИАНОВИЧ (1903–1935), русский поэт и прозаик. Родился 24 мая (6 июня) 1903 в Москве, выходец из родовитой польско-литовско-украинской семьи. Отец – выпускник Московской консерватории, один из учеников П.И.Чайковского. В доме Поплавских в арбатском переулке собирался литературно-музыкальный кружок, сестра поэта Наталья опубликовала в 1917 Стихи зеленой дамы.

Также по теме:
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

В 1918 семья разделилась: Наталья с матерью остались в Москве, Поплавский с отцом переехали в Харьков, затем в Ялту. Одно из первых произведений Поплавского Ода на смерть государя императора относится к этому времени. В ялтинском Чеховском кружке он впервые выступил с чтением своих стихов. Первая публикация состоялась в 1920 в Ростове-на-Дону.

С 1920 Поплавский в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в Берлине, наконец в Париже. Долгое время Поплавский не печатался. Его дебют в эмиграции состоялся в 1928 в журнале «Воля России», хотя в списках стихи, впоследствии составившие единственную прижизненно изданную книгу Флаги (1931), были известны парижским литературным кругам и раньше, а время от времени Поплавский принимал участие в вечерах молодой поэзии. С появлением подборок его стихов в журналах «Звено», «Современные записки», «Числа» за Поплавским установилась репутация «самого сильного голоса» из прозвучавших в поэзии изгнания (Г.Адамович), «самого взрослого, самого законченного» из «молодых поэтов» (К.Мочульский).

Своеобразие поэзии Поплавского, часто вызывавшей сравнения с Блоком, родство с которым, по мнению Адамовича, прорывалось «сквозь другие влияния, уклонения, подражания, привязанности», заключалось в том, что она была рождена не памятью об утраченной России, а исключительно опытом эмигрантской жизни. С юности испытав сильное тяготение к французской поэтической традиции и особенно к А.Рембо, Поплавский следил и за модернистскими веяниями западной культуры 1920-х годов. И по своим преобладающим мотивам, и по главным особенностям художественного языка стихотворения Поплавского выразили позицию и поэтику «Парижской ноты», основные устремления которой охарактеризованы в его статьях на страницах «Чисел».

Постепенно поэзия Поплавского все более отчетливо начала говорить об искании Бога, о боли и муках этого пути – поэтическая тема, которая занимает главенствующее место во многих стихотворениях, составивших посмертно изданные книги Снежный час (1936), В венке из воска (1938), Дирижабль неизвестного направления (1965).

Еще в Берлине Поплавский начал писать роман Аполлон Безобразов, завершенный им десять лет спустя в Париже (1932), публиковавшийся отрывками в журналах «Числа» и «Встречи», полностью напечатанный только в 1992. Идея романа была подсказана единственным крупным прозаическим произведением Э.По Повесть об Артуре Гордоне Пиме, где явь отступает перед страшными видениями моряка на гибнущем корабле. Смешение реальности и фантасмагории образует ткань построенного в виде фрагментов романа о мистике и стоике, фигура которого многим напоминала Александра Гингера – поэта, близкого «Парижской ноте».

Второй роман Поплавского Домой с небес остался в рукописи (фрагменты появились в 1936–1938, полное издание в 1993). Это автобиографическое повествование, лишенное фантастики и воссоздающее типичную для творчества Поплавского драму одиночества, непонятости, «глухонемоты», «беспамятства» и безнадежности, которой кончаются попытки выработать для себя последовательную жизненную позицию. Любовь к девушке, тщетно зовущей героя вернуться «с небес», то есть из книг, снов и видений, подогреваемых искусственными стимуляторами, в реальное пространство человеческих обязанностей и забот, кончается для него еще одной травмой, после которой надежды на духовное спасение не остается.

Поплавский вел дневники, после его смерти сохраненные другом писателя Н.Д.Татищевым и изданные в 1996. Они показывают глубину и постоянство интереса Поплавского к метафизическим проблемам большой сложности, его увлечение теософией и поисками критериев разграничения добра и зла. Частично дневниковые записи использованы в обоих романах Поплавского.

Первая публикация фрагментов этого текста (1938) вызвала отклик Н.Бердяева: отметив, что записи Поплавского «поражают отсутствием простоты и прямоты», он вместе с тем почувствовал в них «подлинное религиозное беспокойство и искание».

Умер Поплавский в Париже 9 октября 1935.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Также по теме:
Литература

Литература:

Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб – Дюссельдорф, 1993
Поплавский Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М., 1996
Поплавский Б. Стихотворения. Томск, 1997
Поплавский Б. Сочинения. СПб, 1999

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»
Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

История в фактах

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет