Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ВОЛЯ РОССИИ

    ВОЛЯ РОССИИ, газета, затем еженедельник, а с сентября 1922 ежемесячный «журнал политики и культуры», выходивший в Праге с 1920 по 1932. Основан эсерами. Главное внимание уделял идеологии и политике, отстаивая взгляды и тактику, обоснованную такими деятелями партии эсеров, как В.М.Зензинов и В.М.Чернов. С приходом к руководству журналом критика М.Л.Слонима (конец 1922) стал органом эмигранских литературных кругов Праги и «молодой» русской литературы.

    Также по теме:
    ЭСЕРЫ
    ЭСЕРЫ

    Журнал стремился передать мирочувствование русских людей после исторических потрясений, переменивших весь строй их понятий. Предпочтение отдавалось авторам, начинавшим свой путь в литературе уже за пределами России, выразившим ощущение краха прежнего уклада жизни и соответствующей ему системы ценностей, осознающим себя, по слову одного из них, В.Варшавского, «как бы сбоку мира и истории», тяготеющим к смелому литературному эксперименту и нетрадиционным художественным ходам. В журнале постоянно публиковались Г.Газданов, Б.Поплавский и другие яркие представители «незамеченного поколения».

    «Воля России» следила и за важнейшими событиями в художественной жизни СССР, предоставляя свои страницы таким писателям, как В.Маяковский, И.Бабель, Б.Пильняк. Здесь была без указания имени автора впервые опубликована антиутопия Е.Замятина Мы, а также большая серия материалов, освещающих наиболее интересные новинки советской литературы, которые, по мнению журнала, по сути дела развенчивали большевистскую идеологию, показывая, как она высвобождает «нечеловеческое в человеке».

    Также по теме:
    ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
    ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

    Усиливающийся «большевистский напор» в искусстве побудил критиков «Воли России», и прежде всего Слонима, уточнить активно ими защищаемое требование «приближения к современности» как необходимой творческой позиции, дающей возможность выразить новую историческую ситуацию. Однако журнал не отступил от своей веры в неизбежность полного пересмотра сложившихся литературных традиций и по-прежнему считал бесперспективной приверженность литературной архаике, в чем бы она ни проявлялась. «Воля России» вела принципиальную полемику с парижским журналом «Современные записки», который отличался гораздо более отчетливо проявленной консервативностью и в подборе авторов, и в эстетических предпочтениях.

    За этой полемикой стоял спор о путях новой России и ее будущем, которое, согласно авторам пражского журнала, ни в коем случае не должно стать попыткой реставрации изживших себя форм жизни. В статьях Слонима повторялась мысль, что умерла не Россия, «а только один лик ее исторических воплощений», и поэтому некорректны представления о «темном провале» в русской истории после 1917. Отправляясь от таких посылок, журнал резко отвергал всю линию эмигрантской литературы, позволяющую говорить об «академизме» в выборе проблематики и средств изображения, или о беспочвенно идиллическом изображении ушедшего уклада жизни, об укоренившейся «идее исторического бессмыслия» и сознании ненужности человеческих усилий на пути искания правды. Тем писателям, кто сохранили стойкую приверженность традициям русской классики, инкриминировалась «неподвижность», лишающая литературу всякого будущего: эта литература остановилась в своем развитии, и она «ничего не продолжает, а только повторяет».

    На страницах «Воли России» дебютировали многие молодые поэты русской Праги (в том числе участники объединения «Скит») и Парижа, не всегда разделявшие взгляды редакции, которая «с позиций социалистической демократии» не раз высказывалась о «кризисе эмиграции» как неизбежном следствии ее все более полного отрыва от социальной и духовной почвы новой России. В этом смысле идеология журнала не изменилась за все годы его существования, хотя он тревожно отреагировал на начало «великого перелома» в СССР.

    Ухудшившееся положение русской диаспоры в Чехословакии, постепенно сближавшейся с СССР и отказавшейся от многих форм поддержки культурных начинаний эмиграции, привело к закрытию журнала.

    См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Также по теме:
    Литература
    
    Литература:

    Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918–1940, т. 2. М., 2000

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
    Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины
    Деятели 20 века

    Деятели 20 века

    Пройти тест

    Здоровье и медицина

    Пройти тест

    Наше кино

    Пройти тест

    Эпоха Возрождения

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет