ДИСКО
ДИСКО (Disco), направление танцевальной и развлекательной музыки. Возникло в середине 1970-х. В его основе – сильно упрощенный ритмический рисунок фанка.
Если фанк был многомерной музыкой, под которую, среди прочего, можно было и танцевать, то диско было создано как сугубо танцевальный стиль. Фанк был музыкой, которую слушали в основном черные американцы, а диско было мгновенно усвоено белой аудиторией и через несколько месяцев стало интернациональным явлением. В 1970-х оформилась общая формула диско-композиции: монотонный ритм в темпе около 120 ударов в минуту, навязчивые поп-мелодии, часто сильно оркестрованные. Темы песен – любовь и развлечения. Единственное напряжение, которое требовалось от поклонника диско – это физические усилия во время танца. Ввиду своей призывной танцевальности и предельной простоты в употреблении, диско быстро стало главным коммерческим направлением поп-музыки второй половины 1970-х.
Одним из первых диско-хитов стала вышедшая в 1975 песня Вэна МакКоя (Van McCoy) Уличный промысел (The Hustle), занявшая в США первое место. За ним последовали хит Донны Саммер (Donna Summer) Люблю любить тебя (Love to Love you, 1976), Джонни Тэйлора (Johnnie Taylor) Диско леди (Disco Lady) и др.
Диско 1970-х – это не только танцевальная музыка, но и особый стиль времяпрепровождения. Это одежда (клеши, рубашки с острым воротником, ботинки на высокой подошве), это посещение клубов и дискотек, танцевальные марафоны, и часто – это употребление стимулирующих средств, прежде всего кокаина, чтобы продержаться на танцевальной площадке (dancefloor) всю ночь.
Традиционные 3–5-минутные композиции оказались слишком короткими для танцев, и тогда диск-жокеи (сокращенно ди-джеи) клубов ввели практику безостановочного проигрывания диско-хитов, запуская попеременно две одинаковые копии диско-сингла на двух проигрывателях. Вскоре появились удлиненные по времени макси-синглы, выпускавшиеся в формате 12-дюймовой виниловой пластинки, но при этом одна песня занимала целую сторону, предоставляя аудитории возможность для бесконечного танцевального марафона.
Крупнейшим явлением диско-моды и диско-эстетики был музыкальный фильм Лихорардка субботнего вечера (Saturday Night Fever, 1978) с Джоном Траволтой в главной роли. Пластинка с музыкой к этому фильму, включавшая записи «Би-Джиз», «Тавэйрз» (Tavares) и др., стала самым продаваемым диском в истории поп-музыки на тот момент.
Особенно большим успехом пользовались коллективы, сочетавшие в своих песнях диско-ритм и эффектные, легко запоминающиеся мелодии в европейском ключе: это шведская группа «АББА» и австралийское трио «Би-Джиз», успешно включившиеся в новое течение. Такие песни «АББА», как Танцующая королева (Dancing Queen), Не хотите ли? (Voulez-Vous), песни «Би-Джиз» Оставаясь в живых (Staing Alive) и Трагедия (Tragedy) являются классикой диско.
Характерной диско-командой были «Бони Эм» (Boney M) из Германии, состоявшая из черных музыкантов, с белым продюсером и вокалистом Фрэнком Фарианом (Frank Farian). В США широкой популярностью пользовались такие исполнители, как «Вилледж Пипл» (Village People), диско-фанк-группы «Шик» (Chic), «Кей Си энд зе Саншайн Бэнд» (K.C. and The Sunshine Band) и др.
Индустрия диско включала в себя также несколько сотен исполнительниц, которых принято называть диско-дивами (disco-divas). Среди них особо выделялись Донна Саммер, Глория Гейнор (Gloria Gaynor) и Дайяна Росс (Diana Ross). Эти певицы обладали прекрасными голосами и возможностями, гораздо большими, чем требовалось для диско-песни, однако продюсеры в первую очередь эксплуатировали их красоту и сексуальность.
К концу 1970-х большинство крупных фирм грамзаписи и радиостанций начали ориентироваться на диско, подчас вынуждая артистов стилизовать свои песни под диско для большего коммерческого успеха.
Многие известные рок- и поп-музыканты экспериментировали в то время с диско: «Роллинг Стоунз» с песней Скучаю по тебе (Miss You, 1978), Род Стюарт (Rod Stewart), выпустивший в 1979 хит Ты думаешь, я сексуален? (Do Ya think I'm Sexy), Элтон Джон с альбомом Жертва любви (Victim Of Love, 1979) и др.
«Диско-лихорадка» пошла на спад в первой половине 1980-х. На первый план выдвинулись представители новых течений: нео-романтики, исполнители электро-попа и др. Однако стиль диско оказался, в виду своей незатейливой, неизощренной танцевальности, весьма жизнеспособным: уже в середине 1980-х он снова стал чрезвычайно популярен, главным образом в Европе, благодаря таким группам и исполнителям, как «Модерн Токинг» (Modern Talking), Джой (Joy), Си Си Кетч (C.C. Catch) и др.
Многие последующие направления в танцевальной музыке строилась на модификациях диско-ритма. В дальнейшем он существенно ускорился – до 180 и более ударов в минуту. Диско снова вошло в моду во второй половине 1990-х, в период возвращения интереса к 1970-м. Весьма показательным примером нео-диско может служить альбом Кайли Миноуг Лихорадка (Fever, 2001).
Александр Зайцев
Alan Jones, Jussi Kantonen. Saturday Night Forever: The Story of Disco. Chicago Review Press, 2000
Joseph E. Illick. Disco Divas: Women, Gender, and Popular Culture in the 1970s. University of Pennsylvania Press, 2003
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»