Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГЕРРЕС, ЙОХАНН ЙОЗЕФ ФОН

ГЁРРЕС, ЙОХАНН ЙОЗЕФ ФОН (Görres, Johann Joseph von) (1776–1848), немецкий католический публицист, историк, светский теолог. Родился в Кобленце 25 января 1776. В 1786–1793 учился в местной гимназии, затем самостоятельно изучал медицину, естествознание, историю. В 1794 Кобленц в составе рейнского левобережья был захвачен французами. В это время Гёррес познакомился с идеями французского Просвещения, приветствовал присоединение родного края к Французской республике и разделял идеи Французской революции (был председателем клуба якобинцев в Кобленце). Вышел из Католической церкви и занялся политической публицистикой. Побывав в 1798–1799 в Париже, Гёррес утратил интерес к Франции, разочаровался в революции. Прекратил публицистическую деятельность и с 1800 был учителем естествознания в средней школе Кобленца, а в 1806–1808 преподавал в должности приват-доцента в Гейдельбергском университете. Познакомился с немецкими литераторами, «гейдельбергскими романтиками» А. фон Арнимом и К.Брентано (с последним издавал «Газету для отшельников»), пробудившими в нем интерес к фольклору и мифологии. В 1808 возвратился в Кобленц, где в 1814–1816 издавал ежедневную газету «Райнишер Меркур» (антинаполеоновской направленности), первую крупную политическую газету в Германии. Наполеон называл «Райнишер Меркур» «пятой великой державой». В своих статьях, опубликованных после разгрома Наполеона, Гёррес призывал державы-победительницы дать свободу европейским национальным государствам, выступал за создание единой Германии, за равноправие конфессий. Прусская цензура (Кобленц был столицей прусской Рейнской области) запретила газету из-за ее либеральной направленности, а после выхода в свет брошюры Гёрреса Германия и революция (Teutschland und Revolution, 1819) вынужден был переехать в Страсбург и затем в Швейцарию.

Также по теме:
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В изгнании Гёррес примирился с Римско-католической церковью (1824), участвовал в издании строго церковного католического журнала «Католик» («Der Katholik»). Результатом занятий христианской мистикой стали его книги Святой Франциск Ассизский – трубадур (Der Heilige Franziskus von Assisi, ein Troubadour, 1826), Эмануэль Сведенборг (Emanuel Swedenborg, 1827) и главный его труд Христианская мистика (Die christliche Mystik, 4 тома, 1836–1842). В 1827 король Людвиг I Баварский пригласил его занять профессорскую кафедру всеобщей истории и истории литературы в Мюнхенском университете. В его доме собирался христианско-консервативный кружок, в который со временем вошли такие известные ученые и деятели культуры, как церковный историк Игнац фон Дёллингер, епископ Вильгельм Эмануэль фон Кеттелер, теолог Адам Мёлер, социальный философ Франц фон Баадер и «отец подмастерьев» Адольф Кольпинг. Бывали здесь французский публицист и политик Шарль Форбс Монталамбер и философ Ф.Р.Ламенне. Рупором кружка Гёрреса стал журнал «Эос» («Eos»), а с 1838 – «Историко-политический журнал для католической Германии» («Historisch-politische Blätter für das katholische Deutschland»). Эти издания постепенно превратились в важные литературные органы формирующегося политического движения немецких католиков, выступавших за свободу Германии и ориентированных на создание «Великой Германии» (после революции 1848/1849 сторонники «Великой Германии» настаивали на государственном объединении всех территорий с компактным проживанием немцев, т.е. включая Австрию и др.; сторонники «Малой Германии» ограничивались требованием объединить чисто немецкие земли).

Важным этапом в жизни Гёрреса стала остро-полемическая книга Афанасий (Athanasius, 1838). Поводом к ее написанию послужил арест в 1837 кёльнского архиепископа барона Дросте фон Вишеринга прусскими властями, недовольными позицией архиепископа в споре о конфессионально-смешанных браках. Книга привлекла внимание общественности к этому инциденту (общий ее тираж превысил 10 000 экземпляров). В ней Гёррес призвал немецких католиков сплотиться в борьбе за религиозную свободу, за политическое и гражданское равноправие конфессий.

В книге Паломничество в Трир (Die Wallfahrt nach Trier, 1854) Гёррес выступил против рационализма и за примирение разделенных христианских конфессий.

В 1876, к столетию со дня рождения Гёрреса, в Кобленце было основано «Общество имени Гёрреса для развития и поощрения наук в католическом духе» («Görres-Gesellschaft zur Pflege der Wissenschaften im katholischen Sinne», в настоящее время «Görres-Gesellschaft zur Pflege der Wissenschaft»), которое объединило немецких католических ученых, отстаивавших в «культуркампфе» идеи католицизма. В 1941 нацисты закрыли общество, восстановлено оно было в 1948 в Кёльне. Общество, подразделяющееся на 18 секций, включает 4 научно-исследовательских института (в Ватикане, Иерусалиме, Мадриде и Лиссабоне), издает собрание сочинений Гёрреса, «Исторический ежегодник», «Философский ежегодник», «Ежегодник по психологии, психотерапии и медицинской антропологии», энциклопедический словарь по вопросам истории, политики, религии, социальных наук – Штаатслексикон (Staatslexikon, 7-е издание 1985–1995), научные журналы, серии книг по истории и др.

Умер Гёррес в Мюнхене 29 января 1848.

Также по теме:
Литература

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет