Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КАМА-СУТРА

КАМА-СУТРА (санскр. ), индийский трактат по эротологии, составитель которого Ватсьяяна, брахман из Западной Индии, живший, вероятно, в 3–4 вв., предпринял попытку создания из предыдущих опытов изучения «искусства любви» (в тексте указываются авторы отдельных сочинений) научно построенной дисциплины. Текст состоит из семи разделов, которые делятся на главы, и открывается легендой, по которой наставление о каме было первоначально преподано «в тысяче частей» слугой Шивы быком Нандином, а затем постепенно сокращалось знатоками.

Также по теме:
АРТХАШАСТРА
АРТХАШАСТРА

Истоки древнеиндийской эротологии восходят, возможно, к поздневедийскому периоду (вторая половина I тыс. до н.э.) и, уже наверняка, к шраманскому (середина I тыс. до н.э.). Известно, что в класс вспомогательных (по отношению к Ведам) дисциплин (упаведа) включалась медицина (Аюрведа), частью которой была эротология (ср. разделы, посвященные стимулированию потенции в классических медицинских трактатах). В числе своих мифических предшественников составитель Кама-сутры называет бога Праджапати, который создал единую грандиозную Шастру, посвященную трем целям человеческого существования, и одна из них, посвященная каме, была отдельно преподана быком Шивы Нандином в тысяче частей. Далее ее сократил до пятисот Ауддалаки Шветакету (известный риши из Упанишад), а Бабхравья Панчала вновь сократил — до 150 в семи разделах, точно соответствующих разделам Кама-сутры. Поскольку их все равно трудно было освоить из-за их объема, отдельные учителя (Даттака, Чараяна, Суварнанабха, Гхотакамукха, Гонардия, Гоникапутра и Кучумара) преподавали их по отдельности. Поэтому Ватсьяяна Малланга и счел необходимым придать этому «шалтай-болтаю» прежнюю систематическую связность, сократив, однако, великую науку-шастру Бабхравьи.

В разделе I выясняются философские посылки эротологии. Рассматривая различные способы систематизации целей человеческого существования (пурушартха), Ватсьяяна определяет свой предмет, каму (букв. «желание», «вожделение»), в общем смысле как действие, доставляющее приятность для пяти органов чувств, направляемых разумом, соединенным с телом; в специальном смысле – как ощущение, связанное со стремлением к удовлетворению и вызываемое особыми прикосновениями. С самого начала он, как и любой индийский ученый, полемизирует с целым рядом оппонентов. Первый оппонент отрицает науку любви на том основании, что это чувство присуще и животным и потому, будучи природным и «самоочевидным», не нуждается в специальной разработке; Ватсьяяна возражает, что именно вследствие своего отличия от животных человек обязан изучать «должные способы» удовлетворения желания. Другие полагают, что сам предмет камашастры неполезен, ибо именно из-за любовной страсти многие славные герои (а заодно и демоны) нанесли себе непоправимый вред. Ватсьяяна возражает, что это рассуждение подобно совету не готовить пищу из-за бродяг или не сеять зерно потому, что его могут вытоптать газели. Однако он не сочувствует и тем, кто, живя лишь посюсторонними интересами, отвергает дхарму, – этому противоречит и разумный порядок, господствующий в природе, и эффективность действий, направленных на достижение ненаблюдаемых результатов. Перечисляются и 64 мирские профессии, которыми должен овладеть специалист в эротологии. В разделе II исследуется сам «субстрат» науки о любви – природа, разновидности, «режим» и средства любовного наслаждения. Раздел III посвящен общению с девушками и включает материал матримониального содержания: способы привлечения будущего супруга и супруги, а также заключение брака. В разделе IV рассматривается поведение замужней женщины – в случае с единственной супругой, старшей, младшей, «несчастливой» – и общение мужчины со многими женщинами (отдельный параграф посвящен гарему). Раздел V – о «чужих женах», где разбираются тонкости адюльтера, классифицируются препятствия и средства их преодоления. Раздел VI можно рассматривать как учебник для гетер: здесь классифицируются «посетители», способы их привлечения, эффективные способы заработка, способы избавления от некоторых прежних «посетителей» и возобновления связи с другими (классифицируются и сами гетеры). Раздел VII, называемый «Тайное наставление», посвящен искусству привлекательности, подчинения партнера, восстановления угасшего желания и «особым средствам», отчасти магического характера. Текст завершается заверениями, что изучивший эротологию достигает успеха в реализации всех трех основных человеческих целей – дхармы, камы и артхи (выгода) и господствует над страстями.

Также по теме:
ДХАРМА
ДХАРМА

Составитель Кама-сутры в значительной мере следует принципам организации текста Артхашастры (вплоть до заключительного раздела о «тайных средствах» любви – параллельных «тайным средствам» науки политики). Однако большинство его принципов схожи с аналогичными принципами изложения всех индийских научных дисциплин. Эти принципы сводятся к использованию технических терминов; попытке рассматривать свой предмет не изолированно, но в отношениях с другими предметами (кама сопоставляется с артхой и дхармой); последовательно классифицирующий подход к описанию (ср. 64 искусства, близких к камашастре, три вида возлюбленных, по три типа мужчин и женщин, по восемь видов объятий и других ласк и восклицаний, десять ступеней любви и т.д.), в рамках которого вводятся типичные для шастрических текстов иерархизации («высокие», «высшие», «низкие» и «низшие» наслаждения; партнеры «вялые», «средние» и «страстные»; мужчины «быстрые», «средние» и «медлительные» и т.д.); стремление к полноте описания (исследуются возможности сочетания каждого из трех типов мужчин с тремя типами женщин в различных аспектах, прежде всего в связи с различиями в скорости достижения высшего наслаждения и в темпераментах, что дает в результате, наряду с другими комбинациями, в общей сложности до 729 сочетаний).

Общепризнанным комментарием к Кама-сутре была Джаямангала (Благословение победы) Яшодхары Индрапады (13 в.).

Также по теме:
ИНДУИЗМ
ИНДУИЗМ

На Кама-сутру опиралась длительная эротологическая традиция индийского Средневековья. К 13 в. Коккокой был составлено специальное изыскание Ратирахасья (Тайна любовной страсти), состоящая из десяти частей, порядок изложения материала в которых в целом соответствует Кама-сутре, на которую автор неоднократно ссылается. В 11–13 вв. Джьотишвара составил Панчасаяку (Пять стрел [бога любви]) в 600 строфах, распределяемых по пяти разделам. К 15 в. была создана Анангаранга (Арена бога любви) Кальянамаллы в десяти разделах и 446 строфах. Руководства, похожие на Кама-сутру, составлялись по крайней мере вплоть до 17–18 вв.

Также по теме:
КАМАПУРУШАРТХАФилософияРелигия

Литература:

Сыркин А.Я. Заметки о «Камасутре» – Ученые записки Тартуского Гос. университета, 1967, вып. 198
Сыркин А.Я. К оценке «Камасутры» как источника – Ученые записки Тартуского Гос. университета, 1968, вып. 201
Ватсьяяна Малланага. Камасутра. М., 1993

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет