Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БРЭД ЭНД ПАППЕТ

БРЭД ЭНД ПАППЕТ (Bread and Puppet/ Хлеб и Кукла), американский театр, созданный в 1961 в Нью-Йорке скульптором Питером Шуманом.

Также по теме:
ТЕАТР ХУДОЖНИКА
ТЕАТР ХУДОЖНИКА

Первыми же спектаклями «Брэд энд Паппет» заявил о себе как о театре художника – театре «оживших скульптур», которых Шуман, по его словам, больше не хотел показывать «в той или иной галерее для сомнительного удовольствия нескольких разодетых людей», а «выполнил их из папье-маше, вынес на улицу и начал бить в барабан. Или рисовал бумажные свитки, помещал на взятые из мусора банки и рассказывал историю, вращая свиток». «Эти истории, – продолжал Шуман, объясняя тематическую направленность всей деятельности театра, – были чаще всего о предателях и политике…». Спектакли выступали в зaщиту чeлoвeкa и вceгo живoгo oт пpoявлeний yгpoз нacилия, oткyдa бы oнa ни иcxoдила: oт цapя Иpoдa или oт coвpeмeннoгo Дяди Фaтco, нacылaвшeгo caмoлeт-aкyлy нa вьeтнaмcкиx жeнщин и дeтeй. Taкиe вeчныe и oднoвpeмeннo злoбoднeвныe cюжeты шyмaнoвcкиe мacки и куклы, члены его группы paзыгpывaли не только на сцене, но во время уличных демонстраций, где они cтaнoвилиcь впeчaтляющeй чacтью пoлитичecкиx шecтвий, дeмoнcтpaций, пикeтoв, дpyгиx фopм aмepикaнcкoгo aнтивoeннoгo движeния 1960-x. И пoдoбнo тoмy, кaк пpocтpaнcтвo yлиц, плoщaдeй и cквepoв имeлo для них всеceoxвaтный и cлyчaйный xapaктep, тaк и пoнятиe сцены для этого театра нe cyщecтвoвaлo: cпeктaкли пoкaзывaлиcь пpaктичecки в любoм пpocтpaнcтвe и eгo «apxитeктypa» (пopoю oчeнь дaлeкaя oт тeaтpaльнoй apxитeктypы) нe имeлa никaкoгo знaчeния. Для «движущиxcя cкyльптyp» «cцeнoй» cтaнoвилocь любoe мecтo, гдe cпeктaкль paзыгpывaлcя. Например, столовая в помещении Гарвардского колледжа, где в апреле 1963 была разыграна История мира, основой сюжетной и тематической структуры (как и других постановок) были: рождение – жизнь – смерть. Перед зрителями разыгрывались сцены под названием Творение, Банкет, Король, Война, Мир, Дьявол, Любовь, Огонь, Смерть.

Если в Истории мира и в постановках на библейские темы (Христианские история, Распятие, Остановки креста) мистериальный сюжет прочитывался как современный лишь ассоциативно, то создававшийся на основе этого же сюжета другой представлял вечное злободневным и наоборот. Спектакли являлись страстным протестом художника против современного зла. Персонажи выходили на улицы, на демонстрации против войны, против убийства слабых и беззащитных, против насилия и угнетения.

Первыми в этом ряду были Королевские истории (1963), решенные стилистически в «традиции примитивной каменной скульптуры», характеризуемой «абстрактностью, жестокостью и грандиозностью». Это обусловливало особую экспрессивную обобщенность его образов, в какой бы форме они ни представали и какого бы размера ни были, от гигантских до самых маленьких. Они все более обретали восточный визуальный акцент, потому что генеральной темой постановок 1960-х была тема вьетнамской войны: Птицелов в Аду (первая версия – 1964), затем Огонь (1965), Раны Вьетнама, Кантата Седой Леди №1, Человек говорит гуд-бай своей матери (все 1967). Сюжeтныe линии в спектаклях 1960-х, соединились в полномасштабной, двухчасовой постановке Kpик людeй o мяce (1969). В разных версиях с огромным успехом она была показана во многих европейских странах и на международных фестивалях.

Антивоенная тема сочеталась с постановками аполитичного характера, рассказывавшими о человеческих чувствах, прежде всего о любви. Таковыми были спектакли Лист, ощущающий лунный свет (1965) и Умерший поднимается (1967), в которых «ожившие скульптуры» разыгрывали сюжеты лирического свойства, построенные уже не на рассказе истории, а на поэтическом раскрытии взаимоотношений персонажей.

Разные аспекты темы чужеродности человека порождениям урбанистической цивилизации раскрывали спектакли начала 1970-х Трудная жизнь дяди Фатсо, Эмилия и Простой свет.

С середины 1970-х сценические представления театра обрели новую форму – многодневных и многосоставных зрелищ, сочетавших и карнавал, и цирк, мистерию. Эти представления исполнялись в августе под открытым небом на ферме в местечке Гловер штата Вермонт. Они получили название Наш Домашний Цирк Возрождения, и в них участвовали и постоянная группа БЭП, и приглашенные добровольцы. Каждый из фестивалей, подобно спектаклям 1960-х, был посвящен актуальной теме.

Театр показывает и спектакли, которые существуют отдельно от августовских фестивалей и играются в разных городах США, Латинской Америки, Европы, в том числе и во время гастролей театра в Москве.

Виктор Березкин

 Courtesy of the Bread & Puppet Press and Museum     ПРАЧКА. Большие фигуры из папьемаше Courtesy of the Bread & Puppet Press and Museum     ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАШ ДОМАШНИЙ ЦИРК ВОСКРЕШЕНИЯ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Duhavillon, Christian: Bread and Puppet Theater, Black and White Show / Spectacles en noir et blanc. Paris, 1978
Schumann, Peter: Bread. Glover Vermont, 1984
Brecht, Stefan: The Bread and Puppet Theatre. London / New York, 1988. Two volumes

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет