ДИКЦИЯ
ДИКЦИЯ (лат. dictio – произношение), манера выговаривать звуки, слоги, слова. Является составной частью одного из важнейших средств актерской выразительности – сценической речи.
На бытовом уровне в понятие дикции входит внятное и четкое произнесение всех звуков языка, облегчающее слуховое восприятие речи. Однако для актера это – базовый инструмент его профессиональной деятельности. Безупречное «стерильное» произношение становится основой, на которую актер накладывает индивидуальные речевые характеристики своего персонажа, разработанные в соответствии с трактовкой образа и общим решением спектакля. При необходимости в речи персонажа может появляться акцент или говор, прононс, «оканье», шепелявость и т.д. Однако, несомненно, подобными выразительными средствами в полной мере способен пользоваться лишь актер, в совершенстве владеющий артикуляцией и голосовым аппаратом. Яркость разработанной речевой характеристики и особенностей дикции персонажа делает его особенно выразительным. Так, например, «визитной карточкой» С.Садальского в зрительском восприятии на протяжении долгого времени был его персонаж Кирпич из фильма Место встречи изменить нельзя. Образ, технически выстроенный на искусно шаржированной дикции, позволил эпизодическому персонажу фильма встать в один ряд с его основными героями.
Особенности произношения, дикция – сюжетная основа известной пьесы Бернарда Шоу Пигмалион (позже – и мюзикла по ее мотивам, Моя прекрасная леди). Отправная точка сюжета – определение социального положения, происхождения и даже биографии человека по его дикции – абсолютно реалистична: специалисты по сценической речи с легкостью определяют школу актера по особенностям его выговора и произношения. Крупнейший российский педагог, профессор и заведующий кафедрой сценической речи Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства В.Галендеев утверждает, что дикция каждого человека индексирует практически всю его биографию – от бытовых условий его формирования (включая искусственное или материнское вскармливание в младенчестве; технические характеристики дома, в котором рос человек – кирпичный, панельный; и т.д.) до интеллектуального и культурного уровня.
Татьяна Шабалина
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 3, М., 1955
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1986
Егошина О. Петербургский мистер Хиггинс. Интервью с Валерием Галендеевым. Еженедельный журнал, № 57, 17 февраля 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»