Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ДИКЦИЯ

ДИКЦИЯ (лат. dictio – произношение), манера выговаривать звуки, слоги, слова. Является составной частью одного из важнейших средств актерской выразительности – сценической речи.

Также по теме:
РИТОРИКА
РИТОРИКА

На бытовом уровне в понятие дикции входит внятное и четкое произнесение всех звуков языка, облегчающее слуховое восприятие речи. Однако для актера это – базовый инструмент его профессиональной деятельности. Безупречное «стерильное» произношение становится основой, на которую актер накладывает индивидуальные речевые характеристики своего персонажа, разработанные в соответствии с трактовкой образа и общим решением спектакля. При необходимости в речи персонажа может появляться акцент или говор, прононс, «оканье», шепелявость и т.д. Однако, несомненно, подобными выразительными средствами в полной мере способен пользоваться лишь актер, в совершенстве владеющий артикуляцией и голосовым аппаратом. Яркость разработанной речевой характеристики и особенностей дикции персонажа делает его особенно выразительным. Так, например, «визитной карточкой» С.Садальского в зрительском восприятии на протяжении долгого времени был его персонаж Кирпич из фильма Место встречи изменить нельзя. Образ, технически выстроенный на искусно шаржированной дикции, позволил эпизодическому персонажу фильма встать в один ряд с его основными героями.

Особенности произношения, дикция – сюжетная основа известной пьесы Бернарда Шоу Пигмалион (позже – и мюзикла по ее мотивам, Моя прекрасная леди). Отправная точка сюжета – определение социального положения, происхождения и даже биографии человека по его дикции – абсолютно реалистична: специалисты по сценической речи с легкостью определяют школу актера по особенностям его выговора и произношения. Крупнейший российский педагог, профессор и заведующий кафедрой сценической речи Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства В.Галендеев утверждает, что дикция каждого человека индексирует практически всю его биографию – от бытовых условий его формирования (включая искусственное или материнское вскармливание в младенчестве; технические характеристики дома, в котором рос человек – кирпичный, панельный; и т.д.) до интеллектуального и культурного уровня.

Татьяна Шабалина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 3, М., 1955
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1986
Егошина О. Петербургский мистер Хиггинс. Интервью с Валерием Галендеевым. Еженедельный журнал, № 57, 17 февраля 2003

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Африка

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет