Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПЕРСОНАЖ

ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona – личность, лицо, особа).

Также по теме:
ХАРАКТЕР
ХАРАКТЕР

Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи, фольклора и т.д.).

Авторский персонаж, т.е. персонаж, созданный определенным автором, всегда собирателен; в нем сочетаются черты индивидуальные и типические. При этом индивидуальность каждого персонажа можно рассматривать двояко. Как правило, в персонаже отражены индивидуальные черты прототипа (прототипов), послужившего толчком, творческим импульсом для работы автора. Однако гораздо сильнее в персонаже отражается индивидуальность самого автора. Особенно наглядно это происходит в портретной живописи: в портретах Кустодиева или Рембрандта отчетливо видны не только (и не столько) индивидуальность натурщика, но индивидуальность художника. Это вполне справедливо и для других видов искусства. (Гюстав Флобер: «Эмма Бовари – это я»). Авторский персонаж, в сущности, представляет собой весьма сложный диалог. Автор художественного произведения ведет этот диалог и с прототипом своего героя, и с миром (читателем, зрителем). Именно потому совокупность персонажей одного автора, – при всем их разнообразии, – рассматривается искусствоведами как индикатор творческой манеры, стиля и мировоззрения их создателя («персонажи Чехова, Шекспира, Толстого»).

Также по теме:
МАСКА
МАСКА

Диалогическая сущность персонажа представляет особую ценность для драматического искусства, где именно диалог является видовым средством художественной выразительности. Актер, начиная работать над ролью, добавляет персонажу и собственную индивидуальность; таким образом, внутренняя диалогичность углубляется, персонаж приобретает больший объем и многогранность. Именно на этом основывается возможность многообразия сценических трактовок драматургии. По одной и той же пьесе, с одними и теми же персонажами, становится возможным поставить множество непохожих друг на друга спектаклей или фильмов. Их персонажи, сохраняя индивидуальность автора драматургического произведения, в своем сценическом или кинематографическом воплощении могут оказаться совсем не похожими друг на друга.

Для современного сценического персонажа характерен еще более сложный конгломерат индивидуальных особенностей. К актеру и драматургу добавляется еще один соавтор персонажа – режиссер. Его «голос» в диалоге авторов, как правило, звучит ясно и внятно. Достаточно вспомнить два фильма, созданные по одному и тому же произведению: Бесприданница. Персонаж Паратова, созданный драматургом А.Островским, режиссером Я.Протазановым и актером А.Кторовым, кардинально отличается от персонажа Паратова, соавторы которого – драматург А.Островский, режиссер Э.Рязанов и актер Н.Михалков. Подобный разброс трактовок персонажей часто провоцирует бурные искусствоведческие дискуссии, в которых, как правило, звучат обвинения режиссера в искажении замысла драматурга, то есть – подавление индивидуальности автора пьесы.

Также по теме:
АМПЛУА
АМПЛУА

Наиболее интересных и художественных результатов удается достичь в тех случаях, когда в сценическом персонаже максимально сохраняется индивидуальность каждого из его соавторов. Так, одним из самых значительных московских спектаклей 1980-х стал Сирано де Бержерак (Московский театр им. Станиславского). В его главном персонаже самым удивительным и непостижимым образом сочеталась мощь не только актера Сергея Шакурова, режиссера Бориса Морозова и драматурга Эдмона Ростана, но и переводчика Владимира Соловьева (этот Сирано просто не мог говорить словами самого известного переводчика Э.Ростана Т.Щепкиной-Куперник).

Преобладание в том или ином персонаже типических особенностей над индивидуальными переводит его в особую категорию – персонажей нарицательных. Дон Кихот, Петрушка, Золушка, Прометей, Иван-дурак, Арлекин, – при всей разности этих персонажей (казалось бы, их невозможно поставить в один ряд), их объединяет общая особенность: высшая степень художественной обобщенности. Обобщаться, типизироваться в нарицательном персонаже могут самые разные категории: духовные и нравственные ценности (Дон Кихот, Прометей, Золушка); особенности национального характера (Иван-дурак); творческий метод (Петрушка или Арлекин и остальные персонажи Комедии Дель Арте) и т.д. В сценических версиях нарицательных персонажей типические, обобщенные черты также преобладают над индивидуальными.

 IGDA     КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ. Театральные персонажи-маски

В эпоху актерского театра, до возникновения режиссуры, именно типологическое обобщение персонажей обусловило существование актерских амплуа (герой-любовник, фат, комик, субретка, инженю и т.д. – по существу персонажи нарицательные).

К этой категории примыкают персонажи аллегорические, в конкретном образе выражающие отвлеченную идею, мысль (персонажи Синей птицы М.Метерлинка, Ведьмы в Макбете У.Шекспира и т.д.). Аллегорический персонаж на сцене не обязательно персонифицирован в актере. Так, одним из главных героев спектакля Гамлет Ю.Любимова был занавес, олицетворяющий всемогущий рок, судьбу.

Татьяна Шабалина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1967
Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред. Л.В.Чернец. М., 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Короли

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет