Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ИНЖЕНЮ

ИНЖЕНЮ (франц. – ingénu, -e – наивный, простодушный, простосердечный), сценическое амплуа, исполнитель(ница) ролей юных девушек (реже – молодых людей) с чертами наивности, простодушия и искренности.

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

В русской сценической практике конца 18–19 в. это амплуа (в мужском и женском варианте) часто называли «простак» и «простушка». Классическими образцами ролей для инженю могут служить Агнес в Школе жен и Кандид Мольера, чьи имена впрямую указывают на их амплуа: agnés (разг.) – простушка; candide – чистосердечный, правдивый, искренний. В 18 в. амплуа инженю являлось конкретизацией более обобщенного амплуа «влюбленных» (amoureuses), распространенного в драматургии 17 в. (например, у Мольера). К концу 18 в. амплуа инженю само начинает дифференцироваться. Так, во французской сценической практике того времени различали несколько типов инженю: по характеристикам персонажей – «скромница» (rosiére), «девственница» (vierge), «добродетельная» (vertueuse); по жанрам – инженю лирик, инженю комик, инженю драматик и др.

Амплуа инженю соответствовали определенные физические данные и манера исполнения: небольшой рост, отсутствие полноты, «серебристый голос», сдержанность в проявлении чувств, особая манера декламации и т.п. Одна из самых известных исполнительниц на роли инженю – французская актриса мадемуазель Марс (Анн-Франсуа-Ипполит Буте) (вошла в труппу «Комеди франсэз» в 1799). Современная критика отмечала, что в этом амплуа ей нет равных: «Восхитительная во всем, что связано с чистотой, простодушием, с нежной и робкой впечатлительностью, с веселостью, скромной, наивной и невинной...» В сценической практике 18 – начала 19 вв. не обязательно соблюдалось возрастное соответствие между ролью и актрисой. Так, мадемуазель Марс и после 60 лет играла 18-летних девушек.

Также по теме:
АКТРИСА
АКТРИСА

Амплуа инженю часто смыкается с амплуа «молодой героини» и «субретки».

Ольга Купцова

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Пави, Патрис Словарь театра. М., 1991
Гительман Л.И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция. Англия. Италия. США: Хрестоматия. СПб, 2002
Pierron, Agnés. Dictionnaire de la langue du théâtre. Mots et moeurs du théâtre. P., 2002

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Псевдонимы...

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет