Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КОНИ, ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ

КОНИ, ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1809–1879), русский драматург-водевилист, редактор-издатель, мемуарист, тонкий театральный критик.

Также по теме:
ДРАМАТУРГ
ДРАМАТУРГ

Родился 9 (21) марта 1809 в Москве в купеческой семье. Учился на словесном и медицинском факультете Московского Университета. Одновременно увлекался театром, был женат на актрисе Малого театра Кони Ирине Семеновне (урожденной Юрьевой, псевдоним Сандунова). Сын от этого брака Кони А.Ф.

Его литературно-театральная деятельность началась переводом драмы французского драматурга В.Дюканжа Смерть Каласа, сделанным в 1829. В том же году пьеса вошла в репертуар московского Малого театра. С этого времени он не только переводил, но и переделывал на русский лад водевили французских и немецких авторов, приближаясь в лучших своих произведениях к реалистической бытовой комедии. Самую большую известность приобрел как автор водевилей с остроумными злободневными куплетами и узнаваемыми персонажами. Для многих артистов водевили «с переодеванием» Ф.Кони становились яркими сценическими открытиями, в которых блистали их таланты, незаурядное многогранное мастерство. Так, актриса В.Асенкова своей лучшей ролью считала роль в его пьесе Девушка-гусар (1835). С главной роли в пьесе Студент, артист, хорист и аферист началась звездная судьба другого петербургского артиста, В.В.Самойлова. Свои наиболее известные из текущего репертуара роли сыграл в его пьесах А.Е.Мартынов. В водевилях Кони с успехом выступали М.С.Щепкин, В.И.Живокини, Н.В.Репина, Н.О.Дюр.

Драматургия Кони с ее живыми достоверными характерами, остроумными сценическими положениями и живыми зарисовками с натуры была широко распространена не только на сценах столичных театров, но и на сценах России (Муж в камине, а жена в гостях, 1834; Деловой человек, или дело в шляпе, Петербургские квартиры, 1840; Беда от сердца и горе от ума, 1851; и мн. др.).

Его произведения отличались злободневностью и узнаваемостью, пользуясь у современников большой популярностью. Остроумные куплеты были у всех на устах. В водевиле Петербургские квартиры иронически изобразил колоритный образ чиновника Щекоткина, карьера которого полностью зависит от угодничества и взяток. В этой же пьесе представлен образ беспринципного журналиста Задарина, готового за определенную плату на заведомую клевету. Прототипом Задарина стал скандально известный в то время журналист Фаддей Булгарин. Большинство водевилей Кони были пронизаны острой политической сатирой. В них особой критике подвергались существовавшие порядки, взяточничество, самодурство, чинопочитание. Так, в водевиле Принц с хохлом, бельмом и горбом автор в лице сатирически изображенного губернатора представляет правителя николаевско-аракчеевской эпохи. Некоторые произведения отличались острой социальной направленностью, но практически все привлекали своей сценичностью, остроумным диалогом, веселыми, ироничными куплетами.

Известен также своей издательско-редакторской деятельностью. В 1840–1841-х был редактором театрального журнала «Пантеон русского и всех европейских театров», затем редактором-издателем журнала, выходившего под различными названиями: «Репертуар и Пантеон театров» (1847), «Пантеон и Репертуар русской сцены» (1848, 1850–1851), «Пантеон» (1852–1856), где печатались статьи о Гоффмане, Гоцци, мемуары Тальма, Гольдони, водевили Н.А.Некрасова, П.Каратыгина. В журнале систематически вел театральную летопись Петербурга, анализировал творчество известных современных актеров, а также выступал с исследованиями по вопросам театрального искусства: (Воспоминания о московском театре при М.Е.Медоксе (1840), Начало драмы, оперы и балета в России со времен Петра Великого (1847), Русский театр, его судьбы, его историки («Русская сцена» 1864), Театр (1870–1871).

Умер 25 января (6 февраля) 1879 в Петербурге.

Кони, Анатолий Федорович (1844–1927), юрист, писатель, общественный и театральный деятель.

Родился 28 января (9 февраля) 1844 в Петербурге.

Знаток русской литературы и театра, автор статей, рецензий, докладов и книг о театре. В день своего 75-летия был избран почетным членом труппы Александринского театра.

Автор пятитомного издания На жизненном пути, являющимся ценным источником для изучения истории русской культуры. Он подсказал Л.Н.Толстому сюжеты для романа Воскресение и пьесы Живой труп, известные ему из реальной судебной практики.

Умер 17 сентября 1927 в Ленинграде.

Екатерина Юдина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Кони Ф.А. Водевили. М., 1937
Успенский В. Русский классический водевиль. В кн. Русский водевиль. М. – Л., 1959

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет