Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ

    Показать Содержание статьи
    • ИСТОКИ ТЕАТРА
    • ДРУГАЯ ЭПОХА
    • СТУДИЯ СТАНОВИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТЕАТРОМ
    • ЧЕХОВСКИЙ ПЕРИОД
    • АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ МХАТ ВТОРОГО

    МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ второй, 1924–1936), русский советский театр.

    ИСТОКИ ТЕАТРА

    Также по теме:
    МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР
    МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР

    Московский Художественный театр второй своим возникновением обязан Первой Студии МХТ, из недр которой он родился в 1912. Создатели Студии во главе с Л.А.Сулержицким, Б.М.Сушкевичем, Е.Б.Вахтанговым при поддержке К.С.Станиславского представляли собой «Собрание верующих в систему Станиславского». В самом названии утверждались задачи Студии – экспериментально-творческая разработка «Системы». В начале 1910-х, когда театральное искусство переживало кризис, связанный с исчерпанностью старых, и даже относительно новых форм (коллективу МХАТ насчитывалось всего 15 лет), возникла необходимость в создании коллективов нового типа. Так повсеместно крепло студийное движение, рождались маленькие театры-студии, творчески объединенные, как «коллектив единомышленников» и ставящие своей целью поиск и апробацию новых театральных идей.

    Для Сулержицкого важнейшим принципом был принцип этического оправдания лицедейства. Спектакли, поставленные в театре в дореволюционный период 1913–1916-х – Гибель надежды Г.Хейерманса, Калики перехожие В.Волькенштейна, Сверчок на печи по Ч.Диккенсу, Праздник мира Г.Гауптмана, Потоп Г.Бергера, отличались психологической глубиной, утонченностью и камерностью. Зал на 100 мест был максимально приближен к сцене и это требовало от актеров особой психологической детализации и даже нервной обостренности чувств. В связи с этим Станиславский и Сулержицкий предостерегали студийцев от крайностей натурализма и нервной истерии. Программным спектаклем того периода стал Сверчок на печи, исповедующий проповедь теплоты человеческих отношений, утверждающий радость семейного уюта, веру в рождественскую сказку. В годы Первой мировой войны эта содержательная сторона спектакля звучала особенно актуально. Покровительствуя Первой студии, Станиславский призывал к тому, чтобы в годы войны она была своего рода духовным оазисом для зрителя.

    ДРУГАЯ ЭПОХА

    После Октябрьской революции направление работы Студии меняется, становится все ближе к острой экспрессии, трагической эксцентрике, театральности. Лучшие работы того периода были связаны с именами М.Чехова и Е.Вахтангова. В историю русского советского театра ярчайшими страницами вошли такие спектакли, как Двенадцатая ночь У.Шекспира (постановка Б.Сушкевича, в роли Мальволио – М.Чехов), Эрик XIV Э.Стринберга (постановка Е.Вахтангова, в роли Эрика – М.Чехов). Период 1921–1924 также характеризуется все большей тягой к яркой театральности, становящейся отчетливой приметой времени. Поставлены спектакли по У.Шекспиру: Укрощение строптивой, Король Лир (Король – И.Певцов, пост. Б.Сушкевича). Итоговым стал спектакль Расточитель по Н.Лескову (пост. Б.Сушкевича), отмеченный актерскими удачами (Молчанов – А.Дикий, Князев – И.Певцов, Минутка – И.Берсенев).

    СТУДИЯ СТАНОВИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТЕАТРОМ

    Сильнейший, разнохарактерный по своим индивидуальностям артистический состав коллектива подготовил рождение в 1924 нового самостоятельного театра – МХТ Второго. Это название дал Первой Студии В.И.Немирович-Данченко, в течение короткого времени бывший директором нового театра. Он же одобрил изображение мхатовской чайки на занавеси Второго МХТ, но в связи с недовольством Станиславского от эмблемы на занавеси пришлось отказаться. Театр получил новое помещение (помещение театра «Альказар» на Триумфальной площади – здание б. Нового театра, ныне – Российского Академического Молодежного театра). Получив автономное художественное руководство, коллектив стал более самостоятельным в своих смелых творческих поисках. К тому времени ансамбль театра составили М.А.Чехов, А.Д.Дикий, С.В.Гиацинтова, С.Г.Бирман, М.А.Дурасова, В.В.Соловьева, А.И.Чебан, В.В.Готовцев, О.И.Пыжова, И.Н.Певцов, И.Н.Берсенев.

    ЧЕХОВСКИЙ ПЕРИОД

    Целое шестилетие во главе театра стоял М.Чехов, начиная с 1922, еще во времена Студии и до 1928 – года его отъезда за границу. Для театра тот период стал и самым плодотворным, и самым противоречивым. Чехов сыграл лучшие роли – Гамлет (Гамлет У.Шекспира, 1924), сенатор Аблеухов (Петербург А.Белого, пост. С.Бирман, Татаринов, А.Чебан, 1925), Муромский (Дело А.В.Сухово-Кобылина, пост. Б.Сушкевича, 1927). Он продолжал традиции гуманизма, утверждая тему защиты хрупкой духовности человека от зла. Его герои отличались пронзительной человечностью, хрупкостью, но и по-своему силой духа. Особенно были значимы образы-символы, а игра актеров граничила с эксцентрическим гротеском. В этих программных спектаклях утверждалась своя, «чеховская» правда, отрицающая натурализм и быт на сцене. Но смелые установки порождали не только признание, но и враждебное отношение. Коллектив упрекали в отсутствии точных социальных акцентов, склонности к мистике, формализму, политической близорукости, идеалистическому мировоззрению.

    Творчество М.Чехова обозначило два театральных направления поисков коллектива – комически-буффонную, площадную и заостренно трагическую. В обеих сферах он был органичен и жанрово непредсказуем – в комедии постоянно высвечивал трагизм, болевые точки страдания, в трагедии нередко был подчас пронзительно комичен. Но то, что удавалось ему соединить в своем творчестве, не всегда удавалось выработать как стиль творческого коллектива. Театр критиковали за эклектичность, стилевую всеядность, отсутствие художественного единства. Необычной пестроте постановок было объяснение – под одной крышей работали индивидуальности, очень разные в творческом отношении и сходные только по сценическому масштабу.

    В 1925 был поставлен спектакль, получивший зрительское признание – Блоха по Н.Лескову (пост А.Дикого). Яркий, красочный, захватывающий своей народно-лубочной стихией, изобилующий масштабными актерскими достижениями, спектакль современного звучания, был откровенно враждебно принят Станиславским, увидевшим в нем отказ от заветов художественников. Все это говорило о своеобразии почерка театрального коллектива, самостоятельности, богатстве его устремлений, его творческой неспособности уложиться ни в одно привычное русло. Театр развивался бурно, путем проб и ошибок, стилевых метаний, но это была живая жизнь живого сценического организма.

    В годы художественного руководства театром М.Чехова, в коллективе возникла оппозиционная группа из восьми человек, среди которых были: А.Дикий, О.Пыжова, Л.Волков. Они настаивали на «выпрямлении идеологической линии», резко критиковали творческий метод М.Чехова. В 1927 группа оппозиционеров ушла из стен МХАТ второго в другие театры. А в 1928 эмигрировал из советской России М.Чехов.

    АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ МХАТ ВТОРОГО

    С 1928 во главе театра стал И.Н.Берсенев (сначала в составе дирекции, а с 1933 в качестве директора и художественного руководителя). Самым большим достижением того периода стал спектакль о современной жизни и по-настоящему положительном современном человеке – Чудак А.Н.Афиногенова (1929, реж. Берсенев, Чебан).

    До 1932 ведущим режиссером театра являлся Б.Сушкевич, поставивший этапные спектакли: Евграф – искатель приключений А.М.Файко (1926, совместно с С.Бирман), Дело А.В.Сухого-Кобылина (1927), Закат И.Э.Бабеля (1928), Человек, который смеется по В.Гюго (1929), Светите, звезды (1930) и Дело чести (1932) И.К.Микитенко, Тень освободителя П.С.Сухотина по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (1931), Петр I А.Н.Толстого (1930). В центре внимания режиссера были масштабные романтические характеры и конфликты, подчас трагического содержания, острого социального звучания, открытой театральности, сценической выразительности, но это не спасало спектакли от критики, чаще всего за искажение исторической правды или излишнюю метафоричность постановочных решений.

    Некоторые спектакли, в основном комедийные, поставила С.Бирман: Бабы по пьесам К.Гольдони (1929), Испанский священник Дж.Флетчера (1934) и др. В ее постановках преобладали смелая сценическая форма, острый гротеск, раскованная эксцентрика, имеющие психологическое оправдание. В последний год существования театра она осуществила две крупнейшие постановки драматического характера – Мольба о жизни Ж.Деваля и Начало жизни С.Первомайского. К режиссуре привлекались и другие ведущие актеры: Берсенев, Чебан, Готовцев, Гиацинтова. Их силами на сцене театра ставились разнообразные спектакли по форме и по жанру. В 1932 Берсеневым и Бирман поставлен лирико-трагедийный спектакль Униженные и оскорбленные по роману Ф.М.Достоевского. Значительным вкладом в интерпретацию Шекспира на советской сцене стал спектакль Двенадцатая ночь (пост. Гиацинтовой и Готовцева, 1933).

    В феврале 1936 театр на всеми признанном взлете был закрыт. Никакого официального обвинения театру не было предъявлено, поэтому его нельзя было официально реабилитировать. Наступило время «равнения на МХАТ», в свете которого существование МХАТа второго было лишним. Часть актеров возвратилась во МХАТ, остальными «укрепили» другие московские театры. Берсенев, Гиацинтова, Бирман вошли в труппу театра им. МОСПС, а затем в Театр им. Ленинского комсомола.

    Екатерина Юдина

    Также по теме:
    Театр и Кино
    
    Литература:

    Московский Художественный театр Второй. М., 1925
    Дикий А.Д. Повесть о театральной юности. М., 1957
    Бирман С.Г.Путь актрисы. М., 1959
    Берсенев И.Н. Сборник статей. М., 1961
    Алперс Б.В. Творческий путь МХАТ второго. Театральные очерки в двух томах, т. 1. М., 1977
    Гиациантова С.В. С памятью наедине. М., 1985
    Чехов М.А. Литературное наследство в двух томах. М., 1995

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
    В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Эпоха Возрождения

    Пройти тест

    Неизвестные подробности

    Пройти тест

    Архитектурные сооружения

    Пройти тест

    Ирак

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет