Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ПЫЖОВА, ОЛЬГА ИВАНОВНА

    ПЫЖОВА, ОЛЬГА ИВАНОВНА (1894–1972), русская актриса, режиссер, театральный педагог. Родилась в Москве 17 (29) октября 1894. Начала учебу в институте благородных девиц, но бросила, уйдя на бухгалтерские курсы. Во время петербургских гастролей Московского художественного театра прошла конкурс в актрисы (из двухсот экзаменовавшихся конкурс выдержали двое). Стала актрисой МХТ в сезон 1914/1915. На основной сцене Пыжова сыграла мало: Фея в Синей птице, гувернантка в Где тонко, там и рвется, барышня на балу у Фамусова. Много и разнообразно работала в студиях МХТ. В 1-й студии МХТ играла жалкую проститутку Лицци в Потопе (после Баклановой), лирическую Виолу в Двенадцатой ночи (1917), Гоплану в Балладине (1920). Шумным успехом пользовался водевиль Спичка между двух огней, где Пыжова играла вместе с Гиацинтовой и Михаилом Чеховым. Во 2-й студии играла Колибри в Истории лейтенанта Ергунова. Станиславский, увлеченный ее праздничным талантом, заразительным оптимизмом ее художественной натуры, начал перед зарубежными гастролями репетировать с ней роль Мирандолины (Хозяйка гостиницы). Во время гастролей в США Пыжова сыграла Варю в Вишневом саде. Ее исполнение имело большой успех у критики и зрителей. Станиславский называл Пыжову одной из артистических «надежд» Художественного театра. Однако Пыжова приняла решение по возвращении в Россию вернуться в 1-ю студию, которая была преобразована в МХАТ-2. С 1924 Пыжова – в МХАТ-2. Точно и саркастично сыграла красавицу-содержанку Дину Краевич в Евграфе – искателе приключений (1926), Природа ее трезвого, земного, оптимистического таланта оказалась в противоречии с художественными принципами руководителя МХАТ-2 М.Чехова. Вместе с другими участниками конфликта она была вынуждена уйти. Дальнейшая судьба Пыжовой связана с Театром Революции. Сыгранные ею здесь роли: Глафира в Голгофе Чижевского, Ксения в Человеке с портфелем Файко, Вероника в Инге Глебова, Кикси в Улице радости Зархи, Лена в Личной жизни Соловьева, Кормилица в Ромео и Джульетте и др. Болезнь глаз заставила ее оставить актерство. В 1920 Пыжова начала режиссерскую деятельность. В конце 1930-х годов вместе с мужем Б.Бибиковым работала в 3-м Московском театре для детей. Постановки: Проделки Скапена Мольера (1937), Сказка (1939), Двадцать лет спустя (1940) Светлова. Один из лучших ее спектаклей совместно с Бибиковым – Фуэнте овехуна в московском Театре Революции (1938). В годы Отечественной войны Пыжова работала в Казахстане, ставила спектакли в Казахском театре драмы им. Ауэзова (Укрощение строптивой, 1943). Одновременно Пыжова была актрисой и режиссером Театра им. Моссовета, находившегося в эти годы в Алма-Ате. Принимала участие в постановке Нашествия (1943, совместно с Ю.А.Завадским и Бибиковым) и играла в нем роль Талановой. В 1948–1950 Пыжова – художественный руководитель московского Центрального детского театра, где совместно с Бибиковым были поставлены спектакли Я хочу домой Михалкова (1949; Государственная премия СССР, 1950), Ее друзья Розова, Снежная королева Шварца и др.

    Также по теме:
    РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
    РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

    Занималась педагогической работой (с 1939 – первой из актрис получила звание профессора): преподавала в Студии Вахтангова, Театре-студии им. М.Н.Ермоловой, с 1934 – в ГИТИСе, с 1942 одновременно и во ВГИКе. Руководимые ею национальные студии в ГИТИСе образовали впоследствии новые театры в республиках страны. Среди учеников Пыжовой во ВГИКе: Н.В.Мордюкова, В.И.Тихонов, Р.Д.Нифонтова, Л.В.Кадочников, Л.Н.Федосеева-Шукшина. Снималась в кино с 1937 (Огудалова в фильме Бесприданница). Роли: мадам Стороженко (Белеет парус одинокий, 1937), бабушка Оля (Алеша Птицын вырабатывает характер, 1953) и др.

    Умерла Пыжова в Москве 8 декабря 1972.

    Также по теме:
    МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ
    МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ

    ОЛЬГА ИВАНОВНА ПЫЖОВА

    Также по теме:
    Театр и Кино
    
    Литература:

    Марков П.А. Первая студия. – В кн.: Московский Художественный театр Второй. М., 1925
    Дикий А. Повесть о театральной юности. М., 1957
    Бирман С. Судьбой дарованные встречи. М., 1971
    Гиацинтова С. С памятью наедине. М., 1985
    Московский художественный театр. 100 лет. М., 1998

     

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
    В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Литературная викторина

    Пройти тест

    Государственные флаги

    Пройти тест
    Деятели 20 века

    Деятели 20 века

    Пройти тест

    Астрономия

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет