Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЕЛЬВИНСКАЯ, ТАТЬЯНА ИЛЬИНИШНА

СЕЛЬВИНСКАЯ, ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА (р. 1927), русский театральный художник, живописец, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994). Дочь поэта И.Л.Сельвинского. Родилась 2 ноября 1927. В 1953 году окончила московский Художественный институт им. В.И.Сурикова (мастерская М.И.Курилко); педагоги – Р.Р.Фальк и А.Г.Тышлер. Оформила около 200 спектаклей в Москве, Саратове, Казани, Челябинске, Костроме, Магадане, Владивостоке, Хабаровске, Уфе, Ташкенте, Таганроге и других городах. По собственному признанию, «наблюдая, как режиссеры сталкиваются с драматургией... обнаружила неожиданные возможности моего участия в этом столкновении».

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Среди московских театральных работ Сельвинской – Аттракционы по киносценариям А.М.Володина (Театр им. Ленинского комсомола, реж. Ф.С.Берман, 1966), Трусохвостик С.В.Михалкова (МТЮЗ, реж. В.Горелов, 1966), О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился П.Вайса (театр на Таганке, реж. М.З.Левитин, 1969), Избираю мужество Г.Слоевской (ЦАТСА, реж. Левитин, 1969), РВС по А.П.Гайдару (ЦАТСА, реж. Берман, 1978), Волки и овцы (Мастерская П.Н.Фоменко, реж. Фоменко, 1992), Вечер русских водевилей по Д.Т.Ленскому и В.А.Соллогубу (РАМТ, реж. Е.М.Долгина, 1992), Па де труа по пьесе Н.Н.Берберовой Маленькая девочка (театр им. А.С.Пушкина, реж. Долгина, 1993), Без вины виноватые (театр им. Е.Б.Вахтангова, 1993), Бедные невесты (РАМТ, реж. Г.М.Печников, 1994) обе А.Н.Островского, Милый лжец Дж.Килти (театр им. Вахтангова, реж. А.Я.Шапиро, 1994), Поллианна по Э.Портер (РАМТ, реж. В.Богатырев, 1995), Мария Стюарт Фр.Шиллера (театр-центр им. М.Н.Ермоловой, реж. В.А.Андреев, 1996), Принцесса Греза Э.Ростана (РАМТ, реж. Шапиро, 1996), Великая Екатерина Б.Шоу (театр-центр им. М.Н.Ермоловой, реж. Андреев, 1998), Барышня-крестьянка по А.С.Пушкину (театр-центр им. М.Н.Ермоловой, реж. Н.Х.Бритаева, 1998), Ревнивая к себе самой Т.де Молины (театр им. Рубена Симонова, реж. Э.Ливнев, 2001) и другие.

В обширной российской театральной провинции, охваченной творчеством Сельвинской, особо и плодотворно ее давнее сотрудничество с челябинским режиссером Н.Ю.Орловым: Тиль по Ш. Де Костеру (1975), Баня В.В.Маяковского (1977), Отелло У.Шекспира (1980), Маленькие трагедии Пушкина (1985), Безотцовщина А.П.Чехова (1996), Чума на оба ваши дома Г.И.Горина (1998) и другие. Говоря о своем сотворце-сценографе, Орлов признается, что не знает, «где у Сельвинской начинается живопись и где кончается театр», поскольку «и в театре она живописует». Режиссер отмечает таящиеся в ее эскизах «прелестнейшие провокации», создающие неповторимую атмосферу спектаклей, рассуждает о достоинствах «драматургии цвета» у Сельвинской.

Также по теме:
СЦЕНОГРАФИЯ
СЦЕНОГРАФИЯ

В числе прочих сценографических работ Сельвинской в провинции Дом, где мы родились П.Когоута (Одесса, реж. Б.Зайденберг, 1965), Идиот по Ф.М.Достоевскому (Саратов, реж. Я.А.Рубин, 1971), Бесприданница Островского (Кострома, реж. В.Ф.Шимановский, 1977), Тени М.Е.Салтыкова-Щедрина (Киров, реж. Берман, 1976), Бедные люди по Достоевскому (Владивосток, реж. Е.Д.Табачников, 1976), Ричард III Шекспира (Владивосток, реж. Табачников, 1979) и другие. Придумывая героям спектаклей среду обитания, Сельвинская не имитирует реальную жизнь: театр для нее всегда остается театром с его драпировками и струящимися тканями, карнавалом, масками, игрой.

В 1967–1978 годах Сельвинская вела курс театральной композиции в московском художественном училище «Памяти 1905 года». Ее ученики – театральные художники И.Балашевич, Н.Васильева, В.Колтунов, О.Кулагина, Л.Подорова, В.Пушкин, Е.Сенатова, Т.Спасоломская, В.Туркин, К.Шимановская, И.Шумилов.

Сельвинская – участник множества выставок, персональных (более пятнадцати) и групповых (предпочитает выставляться со своими учениками); ее работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, санкт-петербургском и киевском театральных музеях, картинных галереях Челябинска, Симферополя, Брянска. С начала 1970-х годов пишет стихи, автор поэтических сборников Посвящение (1989), Противостояние (1993), Лицом к любви (1994).

Также по теме:
Живопись и ГрафикаДекоративно-прикладное искусствоТеатр и Кино

Литература:

Сельвинская Т.И. Режиссер выбирает художника. – Театр, 1968, № 3
Сельвинская Т.И. Нет ничего равного первому разу… – Театральная жизнь, 1992, № 8
Коваленко Г. Театр в мастерской. – Независимая газета, 1998, 11 августа

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет