Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СМИРНОВА, ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА

СМИРНОВА, ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА (1915–2007), русская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1974). Награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2000). Родилась 13 февраля 1915 в городе Мейзеленске в Татарии. Учась в промышленно-экономическом техникуме при Московском авиационном институте, одновременно работала экономистом-статистиком Главного управления авиационной промышленности, затем начальником статистического отдела на заводе. Во время учебы в Московском городском театральном училище (окончила в 1938) играла в Камерном и Реалистическом театрах. В 1940–1945 актриса киностудии «Мосфильм», с 1945 до его расформирования – актриса Театра-студии киноактера.

Также по теме:
АКТРИСА
АКТРИСА

Первая же большая роль Смирновой в кино утвердила ее как лирическую героиню. Молодая, привлекательная, с открытым лицом и стройной фигурой, она символизировала девушку 1940-х годов. Сюжет картины Моя любовь (1940) балансировал на грани мелодраматизма – усыновившая чужого ребенка Шура попадает во всякие запутанные ситуации и убеждается, кто из ее ухажеров действительно любит ее, а чья любовь рушится при малейших трудностях. Режиссер В.Корш-Саблин и сценарист И.Прут собирались создать не мелодраму, а музыкальную комедию, нечто вроде картин, в которых прославились такие звезды кино, как Д.Дурбин и М.Рёкк, только в советских декорациях. Оптимистическая музыка И.Дунаевского, счастливое разрешение неурядиц сделали эту картину одним из лидеров проката, символом довоенного кинематографа.

И Варя, главная героиня фильма Парень из нашего города (1942, реж. А.Столпер, Б.Иванов), и Женя Буслаева, героиня второй серии фильма Большая жизнь (1946, реж. Л.Луков), – вариации одного и того же характера, одного женского типа. Роль учительницы Смайды в картине У них есть Родина (1950, реж. Л.Легошин, А.Файнциммер; Государственная премия СССР, 1951) о советских детях, попавших во время войны в Германию, и их судьбе после победы, из-за мелодраматизма сюжета и подчеркнутой публицистичности не достигла уровня подлинного драматизма, не дала актрисе изменить или по крайней мере расширить амплуа. Способность Смирновой играть характерные роли угадал режиссер А.Роом, предложивший ей роль проститутки Флосси не в самом своем удачном фильме Серебристая пыль (1953).

Также по теме:
КИНЕМАТОГРАФ
КИНЕМАТОГРАФ

Встреча с режиссером К.Воиновым изменила и творческую, и личную судьбу актрисы. Началом нового этапа в работе актрисы стала сыгранная в его картине Сестры (1956–1957) роль Нонны Павловны, бывшей деревенской жительницы, будто бы обжившейся в городе и даже там преуспевшей, а на самом деле обывательницы, чья судьба совсем не сложилась. Впоследствии, за малым исключением, она играла практически во всех фильмах Воинова. Здесь и драматические роли в картинах Трое вышли из леса (1958) и Рудин (1976) по роману И.С.Тургенева, комедийные роли в картинах Дача (1973), Ссуда на брак (1987) и Шапка (1990) по сатирической повести В.Войновича. Особо следует выделить роль свахи в картине Женитьба Бальзаминова (1964) по пьесам А.Н.Островского и роль Москалевой в картине Дядюшкин сон (1966) по повести Ф.М.Достоевского, отличающиеся филигранной актерской работой и неожиданной гротескной манерой исполнения.

На приемах, отсылающих к опыту ранних «комических» ролей, построена роль доктора пионерского лагеря в комедии Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964) режиссера Э.Климова. Характерную роль Дуськи, в дальнейшем Евдокии Мироновны, сыграла актриса в картине И.Лукинского Деревенский детектив (1968) о работе мудрого участкового Анискина. За участие в фильме Приют комедиантов (1995, реж. А.Александров), где она снималась вместе с Воиновым, также сыгравшим главного героя (это его последняя работа в кино), актриса была награждена премией «Киношок» в номинации «Специальная премия оргкомитета за 1995 год».

Одаренная деятельным и неравнодушным характером, Смирнова всю жизнь вела большую общественную работу, активно вмешивалась в конфликты, связанные с существованием Театра-студии киноактера.

Умерла 25 июля 2007 в Москве.

Евгений Перемышлев

 actors.khv.ru     ЛИДИЯ СМИРНОВА

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Лидия Смирнова. (Буклет). 1965.
Актеры советского кино, вып. 5. М., 1969
Иванова В. Л.Смирнова. М., 1972
Смирнова Л. Моя любовь. М., 1997

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет