Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТЕАТР КРИКО 2

ТЕАТР КРИКО 2, (Cricot – анаграмма букв французского слова «cirque»/цирк) создан в 1955 в Кракове художником Тадеушем Кантором вместе с абстракционисткой Марией Ярема.

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Собрав группу коллег-художников, актеров, поэтов, музыкантов, критиков, они решили продолжить опыт довоенного театра краковских авангардных живописцев «Крико 1». Однако в поисках путей сценического претворения идей пластического авангарда, Кантор пошел своим путем. В первых постановках (Каракатица по пьесе Ст.Виткевича, 1956 и Цирк К.Микульского, 1957) он стилистически следовал опыту «Крико 1», подчеркивая игровое начало в духе традиции комедии дель арте. Далее он повел «Крико 2» к сценическому искусству, основанному на реальности и предметности. Они понимались в духе послевоенных открытий художественного авангарда, представителем которого он сам являлся. Он провозгласил принцип «автономного театра», предполагавший отказ от «скромной роли воспроизводства и передачи литературы» в спектакле и создание самоценной сценической композиции, посвященной – в первый период деятельности театра – исследованию и воплощению ситуации современного визуального искусства. Задачей на первом этапе (1960-е – первая половина 1970-х) были поиски «нового содержания и новых форм выражения» канторовского театра художника. Отсюда же длительные промежутки – от двух лет до пяти (пока не исчерпывались одни художественные идеи и не возникали другие) – между новыми постановками, а соответственно этим срокам ограниченность времени жизни спектакля для зрителей.

В результате первые два десятилетия своего существования «Крико 2» показал, кроме Каракатицы и Цирка, четыре спектакля. Все – на материале свободно использованных пьес Ст.Виткевича (Игры с Виткевичем – так назывался этот цикл): В маленькой усадьбе, 1961), Сумасшедший и монахиня, 1963, Водяная курочка, 1967), Красавицы и уродины, 1972). «Его (Виткевича) пьесы могут постоянно появляться в моем театре, – объяснял свой подход Кантор, – но они не являются незаменимыми. Я выбираю их каждый раз чисто случайно, как бы неосознанно. Я абсолютно равнодушен к любому виду репертуара в театре, даже репертуара Виткевича».

Каждый спектакль был сценической вариацией на тему новейшего направления пластического авангарда и предваряли его внетеатральные живописные, графические, коллажные опыты, объекты, инсталляции, перформансы и акции самого Кантора.

Спектакли шли в сводчатом подвальном помещении галереи «Кшиштофоры» (Krystoforow). С 1968 постановки театра начали показываться в других странах: Водная курочка – в Италии, во Франции и Англии, Красавицы и уродины – в Англии, и, наконец, Умерший класс с триумфом был сыгран на Эдинбургском фестивале 1976 и на всемирном театральном фестивале 1977 в Нанси, после чего его увидели зрители практически всех стран мира (кроме Советского Союза). С 1979 в течение двух лет театр работал по предоставленному ему гранту в Италии, где во Флоренции выпустил Велополе, Велополе, 1980. Следующий цикл Театр Смерти носил исповедально личностный характер. В 1989 в Париже состоялся специальный фестиваль «Крико 2». Пятая и заключительная постановка этого цикла Сегодня мой день рождения (1990) репетировалась в Кракове и была доведена до генеральной, во время которой Кантор умер.

Без своего создателя «Крико 2» прекратил существование, потому что это был его авторский театр, открывший это направление сценического творчества в искусстве второй половины 20 в.

Виктор Березкин

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Фик, Марта. Тадеуш Кантор. – Театр, 1988, № 10 Памяти Кантора. (Тадеуш Кантор: «С самого начала я считал…», Несколько теоретических уточнений. Биография Тадеуша Кантора). – Театр, 1991, № 12
Бepeзкин B. Teaтp Taдeyшa Kaнтopa. – Teaтpaльнaя жизнь, 1991, № 15
Kaнтop,Taдeyш: Teaтp Cмepти. Пять мнeний o Taдeyшe Kaнтope // (Бepнap Дopт, Дeни Бaблe, Жopж Бaнy, Ги Cкapпeттa, Питep Бpyк). Бoжeнa Bинницкa: Boзвpaщeниe Taдeyшa Kaнтopa; Гжeгoж Яникoвcки: «Ecce Hoммo» Kaнтopa; Tepeca Kшeмeнь: Eвpoпeйcкий oбщий дoм: мecтo для Kaнтopa зaбpoниpoвaнo. – Teaтp 1992, № 2
Maнифecты Taдeyшa Kaнтopa. Kшиштoф Mиклaшeвcкий: O Kaнтope. – Тeaтpaльнaя жизнь 1993, № 9

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Африка

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет