Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АРЕТИНО, ПЬЕТРО

АРЕТИНО, ПЬЕТРО (Aretino, Pietro) (1492–1556), итальянский писатель эпохи Возрождения. Родился 20 апреля 1492 в Ареццо (Тоскана) в семье сапожника. Не получил систематического образования. В четырнадцатилетнем возрасте ушел из дома; вел бродячую жизнь; перепробовал самые различные занятия (был погонщиком мулов, уличным певцом, даже помощником палача). Некоторое время учился в университете в Перужде (Умбрия), но был исключен за вольнодумство; пытался стать живописцем. В 1516 приехал в Рим. Своей едкой сатирой Завещание слона привлек внимание папы Льва X (1513–1522) и удостоился его покровительства. В правление Адриана VI (1522–1523) сочинил несколько пасквинат (небольших сатирических памфлетов) против ряда влиятельных лиц и самого папы, впал в немилость и бежал в Мантую. Вернулся в Рим после воцарения нового папы Климента VII (1523–1534), однако, несмотря на его благоволение, в 1525 был вынужден покинуть Вечный город из-за враждебности, вызванной его слишком фривольными стихами. Поступил на службу к кондотьеру Джованни Медичи дель Банде Нере. В 1525–1526 написал свою первую комедию О придворных нравах, высмеивающую папский двор. После смерти Джованни Медичи в 1527 обосновался в Венеции, где создал свои основные сочинения, прежде всего комедии Кузнец (пародия на сам комедийный жанр), Лицемер (прообраз мольеровского Тартюфа), Философ (гротескное изображение гуманистической учености) и трагедию Горация на известный сюжет из Тита Ливия о поединке Горациев и Куриациев. Благодаря своему острому перу приобрел чрезвычайную популярность в Италии. Хотя имел прозвище «бич государей», пользовался покровительством сильных мира сего – германского императора Карла V и его наместников в Италии, семьи Медичи, герцога Урбино, князя Салерно, маркиза Дель Васто. Получая от них щедрые денежные подарки и беззастенчиво торгуя панегириками и эпиграммами (Тациан назвал его «кондотьером от литературы»), жил на широкую ногу в своем роскошном дворце на Канале-Гранде; поддерживал дружеские отношения со многими видными итальянскими художниками – Тицианом, Сансовино, Вазари, Джулио Романо. Умер 21 октября 1556 в Венеции от сердечного приступа. Сочинения Аретино были внесены Римом в Индекс запрещенных книг.

Также по теме:
ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК
ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК

Пьетро Аретино считался ведущим итальянским писателем своего времени. Он творил в самых разных жанрах, прежде всего в сатирическом и комедийном. Кроме пасквинат, он оставил после себя героико-комическую поэму Орландино, в которой осмеивал рыцарство, пародию на астрологические гороскопы Предсказания, сатирические диалоги – Рассуждения (1532–1534), Диалог о дворе (1538), Диалог об игре (1545). Среди его пяти комедий лучшими являются О придворных нравах (1526), Кузнец (1533) и Философ (1546). Как комедиограф он порывает с традициями гуманистической «ученой комедии» и пытается разрушить классические комедийные фабулы и типажи. Для его комедий характерны отсутствие единого сюжета, разорванность композиции, несвязанность сцен, немотивированность действия. Главная цель Аретино – натуралистическая имитация реальной жизни; он даже дает некоторым комическим героям имена их подлинных прототипов. В лучших своих комедиях ему удается индивидуализировать речь персонажей. Аретино критикует нравы своего «позорного века» с точки зрения простолюдина. Его комедийный мир населен живыми и колоритными людьми из народа – мастеровыми, слугами, сводницами, мошенниками, ворами и др., говорящими на сочном грубоватом языке улицы.

Единственная трагедия Аретино – Горация (1546) – занимает особое место в итальянской литературе. В ней впервые в ренессансной драматургии хор заменяется народом, который определяет исход драматического конфликта. Здесь нет жестоких сцен, сюжет развивается прямолинейно, характеры однозначны, язык отличается простотой и ясностью. Автор стремится освободиться от монологов (и вестников) и заменить рассказ о событиях непосредственным сценическим действием, хотя и не всегда успешно.

Также по теме:
ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Аретино также писал по заказу сочинения на религиозные темы, в первую очередь романизированные жития – Вочеловечнный Христос (1535), Житие Св. Екатерины (1540), Житие Св. Девы (1540), Житие Св. Фомы Аквинского (1543). Из под его пера вышли многочисленные поэтические произведения – капитоли, канцоны и сонеты, а также эпическая поэма Марфиза (были опубликованы только три ее первые песни). Значительный интерес представляет обширное эпистолярное наследие Аретино (шесть томов), в котором, помимо богатейшей исторической информации (он активно переписывался как с государственными мужами, так и с деятелями итальянской культуры), можно обнаружить основные виды журналистской прозы (военный репортаж, политическая передовица, художественная рецензия).

Переводы на русский язык: Комедия о придворных нравах. Философ // Комедии итальянского Возрождения. М., 1965; Рассуждения. М., 1995; Комедия о придворных нравах // Итальянская комедия Возрождения. М., 1999.

Также по теме:
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Евгения Кривушина

Также по теме:
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРАЛитература

Литература:

Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975
Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет