Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТРАМВАЙ

ТРАМВАЙ, колесный экипаж, передвигающийся по рельсам и используемый для перевозки пассажиров по городским улицам. Большинство трамваев приводится в движение тяговыми электродвигателями постоянного тока, которые потребляют электроэнергию из контактного провода, подвешенного вдоль трамвайных маршрутов; вагоны трамвая различают по токосъемному устройству – в виде либо дуги, либо роликовой тележки. Вагоны другого типа – с тросовой тягой (т.е. вагоны фуникулера) – приводятся в движение стальным тросом, который уложен между рельсами ниже уличного покрытия.

Также по теме:
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Вагон трамвая имеет длину около 15 м, в нем – до 60 сидячих мест, а если учесть свободное пространство, где можно ехать стоя, то полная вместимость в 3 раза больше. Кузов трамвая – из листовой стали – приварен к стальной раме, которая опирается на две поворотные двухосные тележки. Каждая ось с парой колес имеет свой привод, так что у трамвая достаточно мощности, чтобы плавно набирать скорость до 70 км/ч. Обычно подвижный токоприемник, установленный на крыше трамвая, своим поворотным роликовым контактом прижимается снизу к одиночному проводу электропитания, протянутому над трамвайными путями, но бывают и двухпроводные силовые линии. Кроме того, существуют и подземные линии электропитания трамваев, расположенные между рельсами.

 IGDA/F. Giaccone     ТРАМВАЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ в Цюрихе.

Также по теме:
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

Вагоны на тросовой тяге, типа тех размерами и конструкцией не отличаются от электрифицированных трамвайных вагонов. Скорость тросовых трамваев ниже, чем обычных электрических (максимальная скорость фуникулеров лежит в пределах 24–32 км/ч), зато они легко преодолевают крутые подъемы в холмистой местности.

Также по теме:
ТОРМОЗ
ТОРМОЗ

В первые десятилетия 20 в. сотни городов мира обзавелись трамвайными линиями с электроприводом. Но все они не могли обойтись без неприглядных подвесных проводов. К тому же трамваи не обладали маневренностью, а пассажиров высаживали прямо в середине проезжей части улиц, где обычно прокладывались рельсы. Их начали заменять автобусами с двигателями внутреннего сгорания, но использование последних тоже поначалу оказалось ограниченным, потому что они загрязняли воздух вредными продуктами сгорания и создавали рывки и тряску при переключении скоростей. Пытаясь объединить достоинства обоих видов транспорта, в 1920-х годах по городским улицам пустили троллейбус. Формой и размерами он был похож на автобус, на его колесах были такие же резиновые шины, но его приводом служил электродвигатель и для разгона ему не требовалась коробка передач, а в отличие от трамвая он не нуждался в рельсах и мог объезжать препятствия и высаживать пассажиров у тротуара. Однако он по-прежнему был «привязан» к подвесным линиям электропитания и не мог произвольно менять маршрут. Поэтому и троллейбус весьма скромно используется в городском транспорте США и Западной Европы; его нет ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке. См также МЕТРОПОЛИТЕН.

Также по теме:
Транспорт и Связь

Литература:

Коган Л.Я. Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов. М., 1979
Тарнижевский М.В., Томлянович Д.К. Проектирование устройств электроснабжения трамвая и троллейбуса. М., 1986

 

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет