Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КРАМСКОЙ, ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

КРАМСКОЙ, ИВАН НИКОЛАЕВИЧ (1837–1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая (8 июня) 1837 в бедной мещанской семье. Работал переписчиком в канцелярии, подмастерьем у иконописца, ретушером в фотомастерской. В 1857 поселился в Петербурге и поступил в Академию художеств. Стал инициатором «бунта четырнадцати» (1863) – студенческого протеста против академической рутины, итогом которой явилось образование независимой «Артели художников» (1865), а затем «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870). В своих статьях и обширной переписке (с И.Е.Репиным, В.В.Стасовым, А.С.Сувориным и др.) отстаивал идею «тенденциозного» искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

Также по теме:
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

Наиболее реалистичны портреты Крамского; в них он добивался точности и в то же время значительности характера и деталей, в особенности когда писал деятелей культуры или народные типажи (Л.Н.Толстой, 1873; Полесовщик, 1874; П.М.Третьяков, 1876; А.Д.Литовченко, 1878; М.Е.Салтыков, 1879; все – в Третьяковской галерее; А.С.Суворин, 1881, Русский музей, Петербург; Крестьянин с уздечкой, 1883, Музей русского искусства, Киев). Тяготея к психологически-емкой сдержанности колорита, часто применял монохромную технику соуса (Ф.А.Васильев, 1871, Третьяковская галерея).

Тематические полотна Крамского, остродраматические или меланхолически-таинственные (Русалки, 1871; Христос в пустыне, 1872; Осмотр старого дома, 1873; Неутешное горе, 1884), близки к поэтике символизма, равно как и некоторые из его образов, олицетворяющих «вечно-женственное» начало (Лунная ночь, 1880; Неизвестная, 1883; все – там же). Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863–1868).

Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887.

См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

 russianculture.ru     КРАМСКОЙ И.Н. ПОРТРЕТ И.И.ШИШКИНАИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ. ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ. Государственная Третьяковская галереяИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ. НЕКРАСОВ В ПЕРИОД «ПОСЛЕДНИХ ПЕСЕН». Государственная Третьяковская галерея

 

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Крамской И.Н. Письма. Статьи, тт. 1–2. М., 1965–1966
И.Н.Крамской. 1837–1887. Выставка произведений к 150-летию со дня рождения художника (каталог). М., 1987

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Наше кино

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет