Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ОСМЕРКИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ОСМЕРКИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892–1953), русский художник, мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет».

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Родился в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) 26 ноября (8 декабря) 1892 в семье чиновника-землемера. Занимался в Киевском художественном училище (1909–1911) под руководством Н.К.Пимоненко, а затем в школе-студии И.И.Машкова в Москве (1912–1913). Был членом объединений «Бубновый валет», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в основном в Москве, часто наезжал в Ленинград.

Как и все «бубновалетцы», испытал сильное влияние П.Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920; Натюрморт с черепом, 1921; обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е.Т.Барковой (жены художника), 1921; там же). Позднее в его образах, как и в живописи Р.Р.Фалька, главенствующую роль обретает цветовая стихия – при общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке красочного слоя. Писал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-созерцательные пейзажи (Ветлы у пруда, 1925; Мойка. Белая ночь, 1927; оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска; конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н.А.Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея).

Также по теме:
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

Успешно выступал и как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. В 1918–1948 много работал как педагог – в Свободных художественных мастерских (позднее – Высшие художественно-технические мастерские, Вхутемас), ленинградской Академии художеств и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова.

Умер Осмеркин в Москве 25 июня 1953.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

А.А.Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников. М., 1981

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет