Также по теме

ФИРМА

ФИРМА (firm) – самостоятельно действующая организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Является одним из трех основных субъектов рыночного хозяйства (наряду с домохозяйством и государством).

Наряду с наиболее общепринятым есть и более широкое определение фирмы, предложенное американским экономистом Рональдом Коузом. Оно гласит: фирма – это такая организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. При таком подходе фирмами можно называть любых экономических субъектов.

Без фирм невозможно представить себе экономический круговорот – обмен товарами и услугами в рыночном хозяйстве (Рис. 1).

      Рис. 1. Экономический кругооборот в народном хозяйстве.Источник: Экономическая теория: Учебное пособие. / Под ред. Р. А. Косовой. Тула, 1998. С. 193.

Р.Коузу принадлежит наиболее популярное в современной экономической теории объяснение, почему люди объединяются в фирмы, отказываясь от части экономической свободы, вместо того чтобы хозяйствовать самостоятельно. Дело в том, что заключение договоров со множеством партнеров (продавцами сырья, покупателями готовых товаров, инвесторами, техническими консультантами, государственными чиновниками и т.д.) потребовало бы от самостоятельного индивида очень высоких затрат на переговорный процесс. Такие затраты Коуз назвал трансакционными издержками. Предоставляя некоему авторитетному лицу (предпринимателю) право централизованно управлять ресурсами, можно эти трансакционные издержки сильно сократить.

Другое объяснение причин возникновения фирм делает акцент на развитие разделения труда. Поскольку одни люди более склонны к исполнительскому труду, а у других есть хорошие способности руководить, то их объединение в единой организации позволяет сильно повысить общий уровень производительности труда.

Организационные структуры фирм.

Разные виды фирмы различаются тем, как внутри них организованы отношения экономической власти.

Вертикальный контроль.

Существует большое количество моделей управления фирмой. Рассмотрим их на примере корпорации – крупной фирмы, менеджеры (управляющие) которой в наибольшей степени обособлены от владельцев-акционеров.

Классическая схема отношений «менеджеры – работники – акционеры» выглядит так (Рис. 2).

Наиболее распространены четыре вида внутрифирменной организации отношений управления корпорацией:

– унитарная (У-структура),

– холдинговая (X-структура),

– мультидивизионная (M-структура) и

– смешанная (С-структура).

Унитарная структура (рис. 3) предполагает максимальную централизацию власти. Все основные решения здесь принимаются главным офисом (т.е. менеджерами самого высшего звена).

      Рис. 3. Унитарная структура (линии означают отношения управления)

Холдинговая структура (рис. 4) представляет собой иную крайность – максимальную децентрализацию процесса принятия решений. Высшее руководство фирмы в этом случае оставляет за собой лишь полномочия по контролю финансовых потоков и финансовых результатов действия агентов.

      Рис. 4. Холдинговая структура (прерывистые линии означают контроль финансовых результатов)

Мультидивизиональная структура, согласно формулировке современного английского экономиста О.Уильямсона, «подразумевает создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку».

      Рис. 5. Мультидивизиональная структура (прерывистая линия означает контроль стратегических решений и распределения прибыли)

Смешанная структура возникает в том случае, когда одно из подразделений зависит от главного офиса полностью, другое – только финансово, третье – самостоятельно в своих действиях и т.д.

Специализация подразделений.

В соответствии с тем, по каким принципам формируются основные структурные подразделения фирмы, существует несколько типов ее организационных структур, основными из которых являются:

– функциональная,

– дивизионная

– матричная.

Функциональная организационная структура появилась одной из первых и часто называется классической. При функциональной организации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи. Например, в компаниях обрабатывающей промышленности обычно практикуется разделение на отделы производства, маркетинга (реализации продукции) и финансов. Функциональная структура имеет как сильные, так и слабые стороны (Табл. 1). Ее целесообразно использовать в тех фирмах, которые выпускают ограниченный набор товаров, действуют в стабильных условиях и требуют простых управленческих решений.

Таблица 1. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Достоинства Недостатки
1. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию. 1. Бóльшая заинтересованность подразделений в реализации своих целей и задач, чем общих целей всей организации
2. Уменьшает дублирование функций 2. Слишком длинная цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя.
3. Улучшает координацию.  
Составлено по: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: М.: Дело, 2002. С. 337.

Еще в начале 20 в. многие руководители корпораций поняли, что традиционная функциональная структура более не отвечает потребностям фирмы. Если огромная фирма будет пытаться втиснуть свою деятельность в несколько отделов, то каждый такой отдел придется разбить на сотни подразделений.