Также по теме

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес-организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.

Критерии и типы ТНК.

Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:

– особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

– особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;

– особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.

Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.

Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х – от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности.

Организация Объединенных Наций

первоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии. Сейчас ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:

– они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах;

– они проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством;

– ее производственные ячейки активно взаимодействуют друг с другом – обмениваются ресурсами и ответственностью.

Среди российских экономистов принято делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:

1) собственно транснациональные корпорации – национальные фирмы, чья деятельность «выплескивается» за границы той страны, где находится их штаб-квартира;

2) многонациональные фирмы – объединения национальных бизнес-организаций разных государств.

Подавляющее большинство современных ТНК имеют четкое национальное «ядро», т.е. относятся к первому типу. Многонациональных фирм довольно мало, обычно в качестве примера приводят две англо-голландские фирмы – нефтеперерабатывающий концерн «Роял-Датч Шелл» («Royal Dutch Shell») и химический концерн «Юнилевер» («Unilever»).

По масштабам деятельности все ТНК делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным ТНК относили лишь те, которые имели годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем по 3–4 зарубежных филиала, то у крупных ТНК их число измеряется десятками и даже сотнями.

Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных расчетов в международном масштабе.

Развитие ТНК.

Первые прообразы ТНК появились еще в 16–17 вв., когда началось колониальное освоение Нового Света. Так, среди учредителей Британской Ост-Индской компании, образовавшейся в 1600 для «освоения» богатств Индии и действовавшей до 1858, были не только английские коммерсанты, но также купцы Голландии и банкиры Германии. Вплоть до 20 в. подобные колониальные компании занимались почти исключительно торговлей, но не организацией производства, а потому не играли решающей роли в капиталистическом хозяйстве. Их считают лишь предшественниками «настоящих» ТНК, которые появились в конце 19 в., когда на смену свободной конкуренции пришло активное развитие крупных фирм-монополий, которые начали осуществлять массированный вывоз капитала.

Можно выделить три основных этапа развития ТНК.

На первом этапе, в начале 20 в., ТНК инвестировали средства прежде всего в сырьевые отрасли экономически слаборазвитых иностранных государств, а также создавали там закупочные и сбытовые подразделения. Налаживать высокотехнологичное промышленное производство за рубежом тогда было невыгодно. С одной стороны, в принимающих странах отсутствовал персонал необходимой квалификации, а технологии еще не достигли высокой степени автоматизации. С другой стороны, приходилось считаться с возможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способность поддерживать эффективный уровень загрузки мощностей на «домашних» предприятиях фирмы. Субъектами транснационализации в этот период выступали обычно объединения фирм разных стран (международные картели), которые делили рынки сбыта, проводили согласованную ценовую политику и т.д.

Рис. ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ТНК И ИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛИАЛОВ (по данным ООН)

Источник: Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001, № 6.

Второй этап эволюции ТНК, с середины 20 в., связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений, причем не только в развивающихся, но и в развитых странах. Производственные зарубежные отделения начали специализироваться в основном на производстве той же продукции, которая ранее производилась в «родной» для ТНК стране. Постепенно филиалы ТНК все более и более переориентируются на обслуживание местного спроса и на местные рынки. Если ранее на арене мирового хозяйства действовали международные картели, то теперь возникают национальные фирмы, достаточно крупные, чтобы проводить самостоятельную внешнеэкономическую стратегию. Именно в 1960-е появляется сам термин «транснациональные корпорации».

Быстрый рост числа и значения ТНК с 1960-х происходил во многом под влиянием научно-технической революции. Внедрение новых технологий и упрощение производственных операций, когда появилась возможность использовать даже низкоквалифицированный и малограмотный персонал, создавали возможности для пространственного разъединения отдельных технологических процессов. Развитие транспортных и информационных коммуникаций способствовало реализации этих возможностей. Производственный процесс стало возможно безболезненно дробить и размещать отдельные технологические процессы в тех странах, где национальные факторы производства дешевле. Начала развиваться пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации управления им.

На современном этапе, с конца 20 в., главная особенность развития ТНК состоит в создании сетей производства и реализации глобального масштаба. Статистика показывает (рис.), что рост количества зарубежных филиалов ТНК происходит гораздо быстрее, чем рост числа самих ТНК. Главную роль в выборе мест для создания дочерних фирм играет анализ производственных издержек, которые часто более низки в развивающихся странах; продается же продукция там, где на нее выше спрос, – главным образом, в развитых странах. Вот почему, например, жители современной Германии покупают технику германской фирмы «Bosh», произведенную однако вовсе не в Германии, а в Южной Корее.

Поток инвестиций транснациональных корпораций увеличился, но стал все больше концентрироваться в самых богатых регионах мира. Если еще в 1970-х около 25% иностранных прямых инвестиций поступало в развивающиеся страны, то уже в конце 1980-х их доля упала ниже 20%.