Содержание статьи
    Также по теме

    ЧУВСТВО

    ЧУВСТВО – термин, относящийся к различным аспектам сознательного опыта. Не имеет точного специального значения, используется в широком смысле, охватывающем эмоции, аффекты и аффективные процессы. В большей мере относится к сознательному опыту, чем к объективным телесным процессам.

    В соответствии с традицией, в сознательном опыте выделяют три основных аспекта: когнитивный, аффективный и волевой. Чувство может относиться к любому из них. Согласно обыденному словоупотреблению, можно «чувствовать» истинность необоснованного мнения, построенного на неадекватных основаниях – здесь мы имеем дело с когнитивным или смысловым аспектом опыта. Когда «чувствуем» удовлетворение или неудовлетворение, налицо эмоциональный или аффективный аспект. «Чувствуя» побуждение к действию, мы имеем дело с волей. Некоторые психологи объединяют аффективный и волевой аспекты. Так, мотив является одновременно и чувством, и побуждением к действию.

    Исторически термин «чувство» включал все виды сенсорного опыта.

    Выражение «чувствовать» часто употребляется в значении выделенного Аристотелем пятого чувства – осязания. Мы чувствуем, что предмет теплый или холодный, острый или тупой, гладкий или шершавый; чувствуем давление и боль. В таком общепринятом значении чувство – эквивалент кожного восприятия.

    Английский философ и идеолог социал-дарвинизма Герберт Спенсер писал: «Непосредственные компоненты психики принадлежат к двум самым общим разновидностям – чувствам и отношениям между ними». Он различал чувства как эмоции, зависящие от центральной нервной системы, и как периферически возбуждаемые ощущения, признавая при этом, что разделение чувств на приятные и неприятные пересекает эту линию демаркации.

    Чувством называют также осознанную эмоцию – гнев, страх или страсть. Многие психологи и философы, в частности Уильям Джемс, Эдуард Титченер, Уильям Мак-Дугалл, рассматривали эмоцию как сознательное переживание, связанное с телесными процессами и наблюдаемым поведением. Психологи-объективисты рассматривали эмоцию как телесное изменение, обнаруживающееся в поведении и не связанное с сознательным чувством.

    С вышеупомянутыми значениями частично пересекается понятие аффекта. В психиатрии, особенно психоанализе, термин «аффект» несет значение интенсивного, продолжительного, зачастую аномального чувства, такого как враждебность, ярость, ужас, депрессия, возбуждение или эйфория. В психоанализе аффект рассматривается как эмоциональное переживание, порожденное внутренним конфликтом и зачастую вызывающее невротическое поведение.

    Психоаналитическое понятие аффекта следует четко разграничить с понятиями аффективности, аффективного тона и аффективного процесса, используемыми в экспериментальной психологии. Аффективный тон переживания обычно описывается как ощущение его приятности или неприятности, однако Вильгельм Вундт принимал в расчет и другие чувства. В его теории три измерения чувств. В дополнение к «приятности – неприятности» есть измерения «возбуждение – спокойствие» и «напряжение – релаксация». Американский психолог Эдуард Титченер (1867–1927) не считал два последних параметра истинно аффективными и ограничил аффективный процесс простыми чувствами удовольствия и неудовольствия.

    Другие общеупотребительные термины относятся к специфическим аспектам чувства. Так, страсть означает интенсивное чувство – ярость, ужас, муку, вожделение или скорбь. Сентиментальность означает повышенную, подчас излишнюю чувствительность. Темперамент характеризует эмоциональность человека в целом и бывает жизнерадостным, меланхолическим, сангвиническим, стеническим и т.д.

    В общем, термины и понятия, относящиеся к сфере чувств, эмоций и аффектов перекрывают друг друга по смыслу, недостаточно хорошо ограничены и определены в психологической науке.

    См. также ЭМОЦИЯ.

    Литература

    Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., т. 5. М., 1953
    Леонтьев А.Р. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971
    Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979
    Джемс У. Психология. М., 1991