Также по теме

ДЕПРЕССИЯ

ДЕПРЕССИЯ – аффективное расстройство. Наиболее распространенными симптомами депрессии являются следующие: у человека пропадает вкус к жизни, способность испытывать удовольствие; появляются суицидальные мысли, возникает чувство печали и отчаяния, невозможность действовать. Наблюдаются изменения в привычках еды и сна (или слишком много или, наоборот, слишком мало). Человек чувствует себя раздраженным, одиноким, усталым, ничтожным, никому не нужным, в любой момент может расплакаться без всякой причины. Очень остро проявляется негативное отношение к близким, мысли крутятся вокруг тем жизненных неудач и разочарований. Главным субъективным признаком депрессии является сниженное настроение: мир кажется серым и пустым, а собственная жизнь несчастной.

Каковы причины депрессии? Стрессовые ситуации разного рода: потеря близкого человека, увольнение с работы, ссоры и конфликты, природные катаклизмы и т.п. Одни исследователи утверждают, что депрессия имеет генетическое происхождение (источник – в органической природе человека), другие обращают внимание на социальные источники (ранний опыт индивида, определенные действия и мысли) и даже историко-культурные ее корни. Наиболее распространенная точка зрения: депрессия – эмоциональный дистресс, на который оказывают влияние все приведенные выше факторы.

Медицинские и собственно-психологические определения депрессии существенным образом отличаются друг от друга, различаются и способы ее преодоления. Принято считать, что 10–15% случаев депрессии требуют медикаментозного лечения, для остальных показана психотерапия как основной метод коррекции. Чем выше доля органических (генетических) основ депрессии, тем больше вероятность применения лекарств, например при коррекции т.н. «рекуррентной депрессии» (имеющей тенденцию к повторению). Причем, если человек с помощью психотерапевтов или же самостоятельно преодолевает депрессию, это дает ему возможность сделать то же самое (и даже более эффективно) в будущем.

В различных психологических школах существуют разные подходы к анализу феномена депрессии и свои методы ее лечения (см. ПСИХОАНАЛИЗ; БИХЕОВИОРИЗМ). Например, согласно бихевиоральной (поведенческой) психотерапии, деятельность которую не хочется делать, следует разбить на элементы, каждый из которых отрабатывается постепенно.

Рассмотрим три психологических подхода к изучению и коррекции депрессии, которые внесли самый существенный вклад в ее понимание и преодоление.

Когнитивно-психологический подход.

Согласно одному из основателей когнитивной психотерапии, американскому психотерапевту Аарону Беку (Aaron T.Beck), наше поведение зависит от того, как мы видим мир вокруг нас. Поэтому, обучив индивида думать более позитивно и рационально, можно помочь ему преодолеть депрессию.

Выделяется специфический круг симптомов депрессии. Прежде всего – негативность мышления, когда человек больше подчеркивает негативные аспекты окружающей его действительности, а не положительные ее стороны. Другой особенностью «депрессивных мыслей» является их абсолютистский характер: «Все плохо!», «Ничего не радует!», «Хуже, чем у меня, не бывает!». Далее, существуют определенные мыслительные конструкты (т.н. «сверхобобщения»), которые могут привести к депрессии – «я не могу жить без любви», «если я не в лидерах, я ничего не стою», «если я не совершенен, значит я неадекватен», «за все негативное в моем окружении ответственен я», «я не стою того, чтобы жить». Мир представляется человеку в депрессии несправедливым, жестоким, абсурдным, пустым и т.п.

Как справиться с депрессией с точки зрения когнитивно-психологического подхода (по сути дела, ориентированного на решение проблемы)? Нужно предложить человеку рассмотреть все возможные варианты, не останавливаясь на первом приходящем в голову. Человек должен получить более реалистическое представление о самом себе и своем окружении, изменить образцы своего мышления, научиться мыслить более объективно, основываясь на реальных фактах (если тебе выбили зуб радуйся, что не выбили всю челюсть. Бывает хуже!) Иногда помогает смотреть на ситуацию в качестве независимого наблюдателя («широко открытыми глазами»), понять, что нет смысла расстраиваться из-за того, что невозможно изменить.

Например, напомнить девушке, считающей, что она «не может жить без любви», что она чувствовала себя вполне нормально и счастливо тогда, когда у нее не было любимого. Таким образом она понимает, что ее идея, что жить можно только «находясь в состоянии влюбленности» изначально ложна, и это часто оказывается существенным для ее психологического состояния.

Позитивно-психологический подход.

Согласно позитивной психологии, человек впадает в депрессию, чтобы решить свои личностные проблемы.

В интраперсональном контексте депрессия – это поиски человеком смысла его существования, попытки творчески изменить жизненную ситуацию. Но можно попытаться принять ее такой, как она есть, как бы данную свыше от Бога. И здесь молитва – одно из средств принять как данность сложную жизненную ситуацию и таким образом преодолеть депрессию. Т.о. у верующих есть дополнительные ресурсы для спасения от депрессии, и статистика подтверждает этот факт.

В интерперсональном контексте депрессия часто случается, когда у человека завышена самооценка. Исследования М.Селигмана и его сотрудников показывают, что такой вид депрессии распространен среди студентов, которые хорошо учились в школе и по своим успехам выделялись среди сверстников. В вузе они встречают таких же или немного более успешных студентов, и это иногда ведет их к депрессии. Человек начинает спрашивать себя – имеет ли смысл продолжение занятий, если он – не лучший. Он теряет доверие к себе и попадает в замкнутый круг: его самооценка уменьшается и его успешность при этом автоматически ухудшается. Последнее ведет к дальнейшему снижению самооценки. Появляется синдром «выученной беспомощности», человек начинает полагать, что единственный способ справиться с ситуацией – это «выйти из игры», например уйти из университета. В исследовании на выборке студентов-юристов одного из университетов США большинство покинувших его студентов в той или иной степени страдали от депрессии. Студенты должны были понять, что они могли быть вполне адекватными юристами-профессионалами, не будучи лучшими в студенческой группе. Но они ошибочно отождествляли успешность с превосходством, и эта ложная идея в конце-концов привела их к депрессии. В данном случае можно говорить, что иногда депрессия имеет культурно-исторические корни – в американском обществе установка на высокую самооценку входит в «ценностный багаж» человека.

Но синдром «выученной беспомощности», в частности, установка «что бы я ни делал – у меня все равно не получится» – по своей сути ложная. Некоторые люди в любой ситуации, какой бы безвыходной она не казалась, постоянно ищут и находят выход (об этом свидетельствует опыт жертв Холокоста, узников сталинских и фашистских лагерей, а также их семей и т.п.,).

Семейно-психологический подход.

Представители этого подхода выступают против медицинской модели депрессии, рассматривая последнюю как способность индивида эмоционально реагировать на межличностные и внутриличностные конфликты (позитивная интерпретация депрессии). Лекарства в этом контексте иногда приглушают не только негативные переживания, но и позитивные чувства. Наряду с субъективными симптомами депрессии (см. выше), в рамках этого направления выделяются ее объективные симптомы, к которым прежде всего относят ситуации конфликта: муж, который поздно возвращается с работы и не хочет обсуждать эту тему с женой; мужчину бросила жена; женщина после ссоры с мужем говорит, что она несостоятельна как мать и как жена, и поэтому жить ей незачем. Последнее – пример типичного негативного «сверхобобщения» (адекватная реакция – да, у меня проблемы с мужем и с детьми – но как же мне решить эти проблемы – вот реальный вопрос). В этом, как и в остальных приведенных примерах, на первый план выступает неразрешенный межличностный конфликт. В данном контексте семейные проблемы являются источником депрессии и одновременно, полагают семейные психологи и семейные терапевты, именно в семье и ее позитивном психологическом потенциале нужно искать средства для преодоления депрессии. Если у одного из членов семьи депрессия, все ее члены должны измениться, и не только депрессивному человеку нужна психологическая помощь (см. также СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ).

В случае межличностного конфликта, если кто-то доминирует (выигрывает), а кто-то подчиняется, то депрессия возникает у того, кто подчиняется (проигрывает).

У депрессивного человека нет достаточно силы (власти), и он сдается. Здесь нужно различать «силу» и «контроль». Некоторые люди думают, что для того, чтобы иметь власть, они должны контролировать другого, однако это нездоровая «депресогенная» установка. Необходимо изменить тип взаимодействия, от доминирования – подчинения перейти к кооперативному взаимодействию на основе равенства (ситуация, где каждый выигрывает).

Александр Шапиро

Литература

Как и каким образом эмоции вызывают физические заболевания. Авт.-сост. Лисецкий К.С., Березин С.В. Самара, 2001