Содержание статьи
    Также по теме

    ДАЛАЙ-ЛАМА XIV

    ДАЛАЙ-ЛАМА XIV (Тенцзин Гьяцо) (14-th Dalai Lama, Tenzin Gyatso) (р. 1935) – духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и Бутана, лауреат Нобелевской премии мира 1989. (См. также ДАЛАЙ-ЛАМА)

    Тенцзин Гьяцо (в переводе с тибетского – «океан держатель учения») родился 6 июля 1935 в крестьянской семье в северо-восточной тибетской провинции Амдо. Согласно тибетской традиции, в 2 года его признали воплощением (реинкарнацией) его предшественника Далай-ламы XIII. В 6 лет началась его подготовка к будущей миссии – изучение «пяти больших наук» (логики, тибетского искусства и культуры, санскрита, медицины, буддийской философии) и «пяти малых наук» (поэзии, музыки и драматического искусства, астрологии, словесности). В 25 лет стал доктором буддийской философии, с отличием сдав экзамены в три крупнейших монастырских университета (Дрепунг, Сэра и Ган-дэн), а также в университете в Джокханге (Лхаса).

    ДАЛАЙ-ЛАМА XIV

    В 16 лет (1950) был возведен в сан духовного и светского главы Тибета на фоне начавшегося в 1950 вступления в Тибет китайских войск под лозунгами борьбы с мировым империализмом. После присоединения Тибета к КНР в 1951, Далай-лама занял символический пост вице-президента Постоянного комитета (реальная власть сосредоточена в руках китайского генерал-губернатора).

    В 1951 Далай-Лама заключил с центральным правительством «соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое предоставляло Тибету фактическую национальную автономию в составе КНР. Занимал государственные посты: члена Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951–1959), депутата всекитайского собрания народных представителей (1954–1959), председателя подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетного председателя Китайского общества буддистов (1953–1959).

    В середине 1950-х в Тибете при поддержке ЦРУ началось движение против китайских властей, вылившееся в открытое восстание и подавленное армией КНР в 1959. Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в деревне Дхармасала (шт. Химачал-Прадеш). В течение 40 лет за ним последовало около 130 000 тибетцев. Он возглавил правительство Тибета в изгнании, созданного с целью борьбы за независимость этой территории.

    Благодаря его усилиям в 1959, 1961 и 1965 были приняты 3 резолюции ООН по проблеме Тибета. В 1987 он выдвинул план мирного урегулирования, предусматривавший восстановление самоуправляющегося Тибета «в сотрудничестве с Народной Республикой Китай», состоявший из 5 пунктов и охарактеризованный им как наиболее реалистичный путь восстановить национальную идентичность и права тибетцев. Проект предлагал:

    – определить Тибет зоной мира;

    – прекратить массовое переселение на его территорию китайцев;

    – восстановить уважение к демократическим нормам и правам человека в регионе;

    – сохранить уникальную экологию Тибета;

    – прекратить хранение и производство на его территории ядерного оружия и материалов.

    КНР рассматривает его инициативы как сепаратистские и считает Тибет неотъемлемой частью своей территории.

    В отличие от своих предшественников, Далай-лама поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий. Между 1979 и 1996 он семь раз посещал российских буддистов, был награжден орденом Дружбы народов. В 1994, находясь в Москве, выступал в Госдуме. В конце ноября 2004 он побывал в Калмыкии, встречаясь с буддистами.

    В 2002 Далай-лама сложил с себя обязанности политического лидера Тибета, оставив себе духовные функции. Главой тибетского правительства в изгнании является теперь его премьер-министр Самдонг Ринпоче.

    В 1990-х постепенно отошел от жесткого требования полной независимости Тибета. В своей деятельности Далай-лама использует только ненасильственные средства: мирные демонстрации, акции гражданского неповиновения, работу с мировым общественным мнением и т.д.

    Развиваемая им этика ненасилия подразумевает, что конфликты могут быть разрешены не с помощью военной силы и гонки вооружений, даже не политическим и дипломатическим путем, а прежде всего нравственными средствами. В своих заграничных турне он развивает идею об универсальной ответственности каждого живущего на земле. «Проблемы одной нации более не могут быть полностью решены ею самостоятельно. Таким образом, без чувства универсальной ответственности само наше существование оказывается под угрозой. По существу, универсальная ответственность – это переживание страданий других людей так, как будто это были бы наши страдания. Это осознание того, что даже наш враг целиком и полностью руководствуется стремлением к счастью. Мы должны понять, что все живые существа хотят того же, чего хотим и мы. Это путь к достижению истинного понимания, свободного от надуманных соображений».

    В 1989 удостоился Нобелевской премии мира за заслуги в области прав человека и ненасильственную борьбу за освобождение Тибета. Написал более 20 книг. Как на Западе, так и на Востоке почитается среди ламаистов как воплощение Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания. История жизни тибетского Далай-ламы показана в фильме режиссера Мартина Скорсезе Кундун, запрещенном к показу в Китае.

    Труды: Freedom in Exile. The Autobiography of the Dalai Lama. New York: Harper Collins, 1990; Далай-Лама. Моя страна и мой народ: Воспоминания Его Святейшества Далай-Ламы XIV СПб.: Нартанг: Corvus, 2000; Этика для нового тысячелетия.СПб.: Центр тибет. культуры и информ., 2001; Мир тибетского буддизма: Обзор его философии и практики СПб.: Нартанг, 1996; Этика в новом тысячелетии Киев; М.: София, 2004.

    Интернет-ресурсы: «Я был очень ленивым», Газета.ru, 6 июля 2005

    Михаил Липкин

    Литература

    Наш истинный враг – в нас самих, Московские Новости, 1999, № 45
    Капто А.С. Нобелевские миротворцы: Лауреаты Нобелевской премии мира за сто лет: 1901–2001 М., РИЦ ИСПИ РАН, 2002
    Козлов, Петр Кузьмич. Тибет и Далай-Лама. М., Товарищество науч. изд. КМК, 2004