Содержание статьи
Также по теме

СКОРСЕЗЕ, МАРТИН

СКОРСЕЗЕ, МАРТИН (Scorsese, Martin) (р. 1942), кинорежиссер (США). Один из лучших представителей школы реализма американского кинематографа.

Мартин Скорсезе родился 17 ноября 1942 в районе Квинс, Нью-Йорк. После серьезных раздумий стать католическим священником Скорсезе поступает в Нью-Йоркский университет на кинофакультет. Его студенческие работы заинтересовывают мэтра малобюджетного американского кино Роджера Кормана, и тот выделяет Мартину деньги на постановку гангстерского фильма Берта из товарного вагона (1972). Лента привлекла внимание кинообщественности к молодому режиссеру, попутно преподающему режиссуру студентам (один из его студентов – впоследствии знаменитый постановщик Оливер Стоун).

Восторженные отзывы прессы встретили следующую работу Скорсезе, снова фильм о гангстерах, Злые улицы (1973), главные роли в котором сыграли не слишком известные тогда актеры Харви Кейтель и Роберт Де Ниро. В фильме отчетливо проявляются основные темы творчества режиссера: его любимый город Нью-Йорк как место действия, пространство, влияющее на мировозрение героев; реализм и показ насилия в его самых страшных проявлениях. От Скорсезе ждут нового «жесткого» фильма, но неожиданно он снимает комедию Алиса здесь больше не живет (1974), смешную и трогательную историю о матери-одиночке и ее отношениях с дочерью. Актриса Эллен Берстин, сыгравшая роль Алисы, получает премию «Оскар» за лучшую роль года.

Сенсацией 1970-х становится кинокартина Скорсезе Таксист (1976), удостоенная Гран-При на кинофестивале в Канне. В центре фильма – вьетнамский ветеран Трэвис Бикл, устроившийся на работу в нью-йоркское такси и болезненно переживающий свое отчуждение от окружающего мира. В результате любовь к малолетней проститутке (отличная работа 13-летней Джоди Фостер) толкает его на кровавое преступление. Вновь работающему со Скорсезе Роберту Де Ниро удается создать невероятно сложный, конфликтный характер главного героя, «ангела с оружием в руках», идущего в своего рода «крестовый поход» против жестокости, злобы и равнодушия вокруг. Таксист выдвигается на «Оскар» по четырем номинациям, включая лучший фильм, лучшего актера (Де Ниро) и лучшую актрису второго плана (Фостер), но не получает ни одного. Авторитет Скорсезе в Голливуде значительно вырос, и ему доверяют постановку высокобюджетного мюзикла Нью-Йорк, Нью-Йорк. На главные роли режиссер выбирает Лайзу Минелли («Оскар» за роль в мюзикле Кабаре) и того же Роберта Де Ниро, который становится своеобразным «альтер-эго» Скорсезе. К сожалению, Нью-Йорк, Нью-Йорк получается чересчур тяжеловесным, затянутым и несмешным и, как следствие не находит поддержки у критиков и терпит неудачу в кинопрокате. Напротив, следуюшая работа режиссера, документальная кинолента Последний вальс (1978) о концерте рок-группы «Бэнд» («The Band»), получает превосходные отзывы в прессе и пользуется большой популярностью зрителей.

После Последнего вальса Скорсезе приступает к постановке фильма по сценарию Пола Шредера (автор сценария Таксиста) Бешеный бык (1980), основанного на автобиографической книге боксера Джейка Ла Мотта. Бешеный бык – невероятно драматическая история жизни чемпиона США по боксу, который всю свою энергию, свою физическую и внутреннюю силу, упорство и целеустремленность растрачивает впустую. Уникальная работа Роберта Де Ниро, специально для роли Ла Мотты поправившегося на двадцать килограммов, феноменально поставленные режиссером и снятые оператором Майклом Чэпменом в черно-белом цвете сцены боксерских поединков и общая, христианская, идея искупления бессмысленно прожитой жизни сделали Бешеного быка одной из заметных картин в истории кино. Бешеный бык получает премии «Оскар» за главную мужскую роль (Де Ниро) и монтаж, оставшись, однако, без основной награды Академии – премии за «лучший фильм года». Гораздо позже кинокритики США назовут Бешеного быка лучшей кинокартиной 1980-х, а по опросу, проведенному в 1997 Американским Институтом Кино, фильм занял место в списке ста лучших кинолент столетия.

В 1981 Скорсезе снимает Король комедии (в главной роли снова Де Ниро), довольно злую сатиру на нравы американского телевидения. Из-за разногласий с продюсерами фильм вышел на экраны лишь два года спустя. В 1985 приз за режиссуру на кинофестивале в Канне получает следующий фильм Скорсезе, После работы, странная комедия о среднем служащем, волею судьбы втянутом в ночную «одиссею» по закоулкам так любимого режиссером Нью-Йорка. Успехом у публики пользуется кинолента Цвет денег (1986) – своего рода продолжение фильма Мошенник (1961), в котором Пол Ньюман играл молодого бильярдного шулера. У Скорсезе герой Ньюмана, пожилой и усталый человек, завязавший с бильярдом, становится наставником начинающего игрока, сыгранного Томом Крузом. За эту роль Ньюман получает своего первого «Оскара» (если не считать почетный «Оскар» за вклад в киноиискусство, полученный им годом ранее), что еще раз доказало блестящую работу Скорсезе с актерами.

После успеха Цвета денег Мартин Скорсезе снимает клип на композицию Майкла Джексона Плохой (Bad, 1987) и приступает к постановке сложнейшего и чрезвычайно важного для него как для глубоко верующего католика проекта, экранизации романа Никаса Казантакиса Последнее искушение Христа (1988), вольно трактующего отдельные моменты жизни Иисуса. Как во время съемок, так и после премьеры Скорсезе сталкивается с резким неприятием фильма рядом радикальных христианских организаций, обвиняющих режиссера в ереси. Негодование вызывает как выбор на роль Христа актера Уиллема Дафо, не раз игравшего до этого злодеев, так и положительная трактовка образа Иуды и многое другое, в частности эпизод сошествия с креста. В результате Последнее искушение Христа было выпущено лишь в ограниченный прокат в США и Канаде, а во многих стран было просто запрещено к выпуску на экраны. Тем не менее фильм был высоко оценен критикой, а Скорсезе был представлен к соисканию «Оскара» в номинации «лучший режиссер».

Сняв новеллу для киноленты Нью-Йорские истории (режиссеры двух других новелл: Фрэнсис Форд Коппола и Вуди Аллен), Скорсезе возвращается к героям своих первых кинолент, к гангстерам. В 1990 выходят Хорошие парни – злой, циничный, великолепно поставленный и сыгранный фильм о мафии, намертво вьевшейся в американское общество и воспринимаемой многими просто как сложный, но чрезвычайно успешный бизнес. Отказываясь от примитивного морализаторства и обличения бандитизма, Скорсезе показывает сначала притягательность образа жизни гангстера для молодых людей из бедных кварталов, а затем полный крах и разложение героев, пошедших по преступному пути. Хорошие парни вызывают бурю восторгов со стороны критиков и претендуют на «Оскар» в 6 номинациях, включая «лучший фильм года» и «лучшую режиссуру». Большой успех в кинопрокате имел следующий фильм Скорсезе, триллер Мыс страха (в главной роли – Роберт Де Ниро) – римейк одноименного фильма Джека Ли Томпсона 1961 года с Грегори Пеком и Робертом Митчумом в главных ролях. За завораживающе сыгранную роль маньяка, преследующего семью упрятавшего его за решетку адвоката, Де Ниро выдвигается на «Оскар» (равно как и исполнительница роли второго плана Джульет Льюис), но сам фильм вызвал резкую критику за излишнюю демонстрацию насилия.