Содержание статьи
    Также по теме

    ДУН ЧЖУНШУ

    ДУН ЧЖУНШУ (190 или 179 – 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 до н.э. – 220 н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров «школы новых текстов» (или «школы текстов новых письмен»). Родился в Гуанчуани (совр. уезд Хэншуй провинции Хэбэй). Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах (см. ШИ САНЬ ЦЗИН) государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэ цзюй) – важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до начала 20 в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем основоположника китайской историографии Сыма Цяня (2–1 вв. до н.э.). Идейное наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе, названным составителями Чунь цю фань лу (Обильные росы «Весен и осеней»), а также включенными в посвященную Дун Чжуншу гл. 56 Истории [династии] Хань (Хань шу) Тремя докладами о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ).

    Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь-ян цзя. По Дун Чжуншу, все в мире происходит из «первоначала» («первопричины» – юань1), аналогичного «Великому пределу» (тай цзи), состоит из «пневмы» (ци1) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь ян и циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» «пяти элементов» (у син1). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы – инь ян и у син1 – были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. «Пневма» наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он – микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (см. МОИЗМ), Дун Чжуншу наделял Небо (тянь) «духом» (шэнь1) и «волей» (и3), которые оно, не говоря и не действуя (у вэй1), проявляет через государя, «совершенномудрых» и природные знамения.

    Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «[индивидуальной] природы» (син1) человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи. 1) Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеческая природа делится на добротворную (ян1) природу и злотворную (инь1) чувственность (цин2). 2) «Добро» (шань) как атрибут человеческой «природы» имеет относительный характер: человеческая «природа» может считаться «доброй» в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых»; у «совершенномудрых» «природа» иная, чем у «средних» людей, у последних – иная, нежели у «ничтожных». 3) «Добро» потенциально присуще человеческой «природе», которая от рождения обладает «добрым началом»: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро – рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой «природы» сближает Дун Чжуншу с Конфуцием (6–5 вв. до н.э.), оценка ее как потенциально «доброй» – с Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 – начало 3 в. до н.э.), а упор на социализацию как фактор формирования «добра» в человеке – с Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4–3 вв. до н.э.). В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими противниками – легистами (см. ЛЕГИЗМ), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь1 наряду с морально-духовным воздействием фазы ян1.

    Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного «предопределения» (мин1): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трех этапов («династий»), символизируемых цветами – черным, белым, красным и добродетелями – «преданностью» (чжун2), «почтительностью», «культурой» (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское «учение о трех эрах», популярное вплоть до Кан Ювэя (19 – начало 20 в.).

    Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека» (тянь жэнь гань ин). По Дун Чжуншу, не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи – иероглиф «ван1» («государь»), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо – Земля – Человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао – главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец – для сына, муж – для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян1, второй – подчиненную силу инь1. Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя (3 в. до н.э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.

          ДУН ЧЖУНШУ

    Литература

    Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу. – В кн.: Китай, Япония. История и филология. М., 1961
    Дун Чжуншу. О небе и человеке. О познании. – В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969
    Шестакова Т.Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства. – В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978
    История китайской философии. М., 1989
    Дун Чжуншу. Чунь цю фань лу. – В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
    Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
    Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
    Великие мыслители Востока. М., 1998