Содержание статьи
Также по теме

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО, феодальное государство в Малой Азии, основанное примерно в середине II тыс. до н.э. Хетты вторглись в этот регион, вероятно, в небольшом числе и, покорив местное население, стали правящим слоем общества. К 1800 до н.э. они завладели большей частью Малой Азии и напали на Вавилон (1595 до н.э.). В 14 в. до н.э., с упадком Египетской державы, началось проникновение хеттов в северную Сирию, а столетием позже, при фараоне Рамсесе II, египтянам пришлось признать притязания хеттов на области вокруг Кадеша. Однако после 1200 до н.э. вторгшиеся в Малую Азию индоевропейцы вытеснили их на север Сирии, а возвышение Ассирии способствовало дальнейшему ослаблению хеттского могущества. Последним оплотом хеттов стал Кархемиш на Евфрате, но в конце 8 в. они были разгромлены ассирийцами.

На протяжении длительного времени происхождение и культура хеттов оставались загадкой. Глиняные клинописные таблички, найденные в начале 20 в. в их столице в современном Богазкёе на территории Турции, не поддавались прочтению, пока не была установлена принадлежность хеттского языка к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской группы.

Хеттская держава являлась феодальным государством, во главе которого стоял наследственный правитель – Великий царь хеттов. Сам он был военным предводителем и верховным жрецом, а его власть поддерживал совет из представителей хеттской знати. Периферийными областями управляли вассалы под неусыпным контролем Великого царя. К числу знати в Хеттской державе принадлежали в основном те, кто происходил из среды самих хеттов, тогда как местное население принадлежало к среднему классу – торговцам, ремесленникам и воинам. Существовал и беднейший слой, в который входили городские работники и сельские труженики. Несмотря на существование развитых торговли и ремесленного производства, основу экономики во владениях хеттов составляли земледелие и скотоводство. Главным источником благосостояния хеттов служило железо; под их контролем находились основные его месторождения на Ближнем Востоке, и именно они, по-видимому, первыми освоили обработку этого металла.

Хетты заимствовали вавилонскую клинописную систему письма, а хеттские своды законов имеют явно вавилонское происхождение. Искусство хеттов, имея вавилонские корни, тем не менее во многом самобытно. Широкое распространение получила каменная и металлическая скульптура, причем хеттские мастера создавали как рельефы, так и объемные статуи. Хеттские дворцы и крепости отличались массивностью, возводились из камня и кирпича. Сведения об их религии отрывочны. У жителей Малой Азии существовало божество неба, важную роль играло также поклонение Матери-земле – богине плодородия. В пантеоне самих хеттов основные божества – Солнце и Луна.

Лучше всего известны имена и деяния тех хеттских царей, которые правили между 1400 и 1200 до н.э. Первый из них – Суппилулиума I (1380–1340 до н.э.), начавший завоевание Северной Сирии, далее Муватали (1306–1282 до н.э.) и Хаттусили III (1275–1250 до н.э.), подписавший знаменитый договор с Египтом о ненападении в 1269 до н.э. См. также ХЕТТСКИЙ ЯЗЫК.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ХЕТТСКИЕ ЗАКОНЫ

(фрагмент)

§ 1. Если кто-нибудь убьет во время ссоры мужчину или женщину, то он должен сам доставить труп; 4 головы он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно, и он отвечает своим домом.

§ 2. Если кто-нибудь убьет во время ссоры раба или рабыню, то он должен сам доставить труп; 2 головы он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно, и он отвечает своим домом.

§ 3. Если кто-нибудь ударит свободного мужчину или свободную женщину, и если жертва умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен сам доставить труп; 2 головы он должен дать взамен, в дом его их он должен отправить.

§ 4. Если кто-нибудь ударит раба или рабыню и если жертва умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен сам доставить труп; 1 человека он должен дать взамен, и он отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 4. Если кто-нибудь ударит раба и он умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен дать... мин серебра. Если же умрет женщина-рабыня, то он должен дать 2 мины серебра.

§ 5. Если кто-нибудь убьет хеттского торговца, то он должен дать 100 мин серебра, и отвечает своим домом. Если это случится в стране Лувия или в стране Пала, то он должен дать 100 мин серебра и возместить его добро. Если это случится в стране Хатти, то он должен также сам доставить труп торговца.

Позднейший вариант § 5. Если кто-нибудь убьет хеттского торговца из-за его имущества, то он должен дать... мин серебра и возместить его имущество в тройном размере.

Если же имущества тот не имеет при себе и кто-нибудь убьет его во время ссоры, он должен дать 6 мин серебра. Если же у него не было на это умысла, то он должен дать 2 мины серебра.

§ 6. Если какой-либо человек, мужчина или женщина, умрет насильственной смертью в чужом общинном поселении, то тот, на чьем участке он умрет, должен отрезать 100 гипессаров от своего поля, и наследник должен получить их.

Позднейший вариант § 6. Если человек умрет насильственной смертью на поле, принадлежащем другому человеку, и если умерший — свободный человек, то тот, на чьем поле умер человек, должен дать все поле, дом и 1 мину 20 сиклей серебра. Если же это умрет женщина, то он должен дать 3 мины серебра. Если же нет поля, принадлежащего другому человеку, то должно быть отмерено расстояние от места убийства в 3 данна в одну сторону и в 3 данна в другую сторону, и какое бы селение на этом расстоянии ни было найдено, наследник у тех обитателей селения должен взять возмещение. Если нет селения на этом расстоянии, то он лишается возмещения.

§ 7. Если кто-нибудь ослепит свободного человека или выбьет ему зуб, то прежде обычно давали 1 мину серебра, теперь же он должен дать 20 сиклей серебра, и в дом их он должен отправить.

Позднейший вариант § 7. Если кто-нибудь во время ссоры ослепит свободного человека, то он должен дать 1 мину серебра. Если при этом у него не было на это умысла, то он должен дать 20 сиклей серебра.

§ 8. Если кто-нибудь ослепит раба или рабыню или выбьет ему/ей зуб, то он должен дать 10 сиклей серебра, и отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 8. Если кто-нибудь во время ссоры ослепит раба, то он должен дать 20 сиклей серебра. Если при этом у него не было на это умысла, то он должен дать 10 сиклей серебра.

Если кто-нибудь выбьет зубы свободному человеку, то в случае, если он выбьет 2 или 3 зуба, он должен дать 12 сиклей серебра. Если же это – раб, то виновный должен дать 6 сиклей серебра.

§ 9. Если кто-нибудь разобьет голову человека, то прежде обычно давали 6 сиклей серебра. Из них пострадавший брал 3 сикля серебра и для дворца обычно брали 3 сикля. Теперь же царь отменил долю, полагавшуюся дворцу, и только сам пострадавший должен взять себе 3 сикля серебра.

Позднейший вариант § 9. Если кто-нибудь разобьет голову человека, то пострадавший должен взять 3 сикля серебра.

§ 10. Если кто-нибудь причинит вред человеку и сделает его больным, то он должен за ним ухаживать. Он должен дать вместо него человека, и тот должен работать в доме пострадавшего до тех пор, пока тот не поправится. Когда же он поправится, виновный должен дать ему 6 сиклей серебра, и он сам должен также заплатить врачу.

Позднейший вариант § 10. Если кто-нибудь сильно повредит голову свободному человеку, то он должен за ним ухаживать. Он должен дать вместо него человека, и тот должен работать в доме пострадавшего до тех пор, пока он не поправится. Когда же он поправится, виновный должен дать ему 10 сиклей серебра, и он должен также дать плату врачу в размере 3 сиклей серебра. Если же пострадавший – раб, то виновный должен дать 2 сикля серебра.

§ 11. Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободному человеку, то он должен дать ему 20 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 11. Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободному человеку, то в случае, если тот останется калекой, он должен дать ему 20 сиклей серебра. Если же тот не останется калекой, он должен дать ему 10 сиклей серебра.

§ 12. Если кто-нибудь сломает руку или ногу рабу или рабыне, то он должен дать 10 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

Позднейший вариант § 12. Если кто-нибудь сломает руку или ногу рабу, то в случае, если тот останется калекой, он должен дать ему 10 сиклей серебра. Если же тот не останется калекой, то он должен дать ему 5 сиклей серебра.

§ 13. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 1 мину серебра, и он отвечает своим домом.