Также по теме

АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА

АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.

Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

Керамическое искусство было принесено в Англию римлянами, однако сохранившиеся остатки римских печей говорят о том, что почти сразу после их ухода начался упадок британского керамического производства. Потребность в плитках для мощения полов и грубоватой домашней утвари удерживало это ремесло от полного исчезновения, однако вплоть до эпохи Ренессанса и богачи, и бедняки одинаково пользовались оловянной и деревянной посудой. Производство керамики увеличилось только в елизаветинскую эпоху, чему способствовала энергичная и обширная торговля. В это время торговые корабли привозили в Англию прекрасную майолику, испанско-мавританский фаянс и люстровые изделия, а для королевского дома – даже дальневосточный фарфор. Тем не менее местное массовое производство керамики отнюдь не было обязано своим происхождением покровительству аристократии.

Голландское влияние на гончарное искусство Англии.

В 17 в. для английского населения в большом количестве импортировались вино и пиво. Немецкие сосуды из каменной массы и делфтские сине-белые фаянсовые бутыли пользовались таким успехом у растущего среднего класса, что вызвали к жизни их подражания. Вскоре появился «английский Делфт», но с росписью худшего качества. Двадцать фабрик возникли в Ламбете близ Лондона; позднее появились другие, в Ливерпуле и Бристоле, едва ли не серийного производства. В сравнении с голландскими прототипами английские сосуды имели более твердую массу и глазурь другого состава, нередко кракелированную. Бутыли для вина, кружки для эля, разного рода кувшины, подсвечники и блюда имели широкий рынок сбыта. Со временем английские гончарные изделия, покрытые свинцовой глазурью, по качеству превзошли местный фаянс.

17–18 вв.

Английская глина отличается исключительной прочностью, и в районах, богатых глиной, гончарное мастерство поколениями переходило от отца к сыну. Гончары, подобные Джону Двайту из Фулхэма и семье Илеров, были крепкими, независимыми и уверенными в себе ремесленниками, сочетавшими в себе достоинства естествоиспытателей и дельцов: высоконравственные, строго дисциплинированные, ответственные, в отличие от ненадежных странствующих экспериментаторов на континенте.

Двайт, мануфактура которого оставалась в распоряжении его потомков вплоть до 1862, еще в 1677 преуспел в изготовлении каменной массы немецкого типа. Кроме того, он делал статуэтки, покрытые полупрозрачной соляной глазурью, экспериментировал с основными композиционными и декоративными формами и с накладными рельефами, которые предвосхитили камеи Веджвуда. Двайт считается отцом английской керамики.

Около 1745 приехавший из Франции гончар Ральф Даниэль, путешествовавший по Европе, ввел в английское керамическое производство гипсовые матрицы. Это новшество делало выгодным производство крупных предметов, увеличило выпуск основных изделий и положило начало движению к массовому производству.

Томас Уилдон. Другой вид керамики, производившийся в 1820-е годы, представляла посуда из кремнистой глины, покрытая свинцовой глазурью, – кремовые «уилдонские изделия», получившие название по имени их изобретателя, Томаса Уилдона. Этот знаменитый мастер-гончар был не только новатором и экспериментатором, но также замечательным учителем, среди учеников которого был Джозайя Веджвуд. Уилдон расширил технологию и упрочил положение английской керамической промышленности в целом. Его «агатовые» чайные сервизы, табакерки и рукоятки для ножей имитировались за рубежом, а он, в свою очередь, копировал континентальную каменную керамику и воспроизводил в прекрасной английской глине столовые супницы с крышками, уподобленными по форме овощам. Он изготавливал и целые обеденные сервизы с украшениями в виде овощей; наиболее популярным был его сервиз Цветная капуста, созданный около 1760.

Джозайя Веджвуд (Уэджвуд) бесспорно является самым знаменитым деятелем в истории английской керамики. Он родился в 1730 в семье потомственных гончаров и поступил в обучение в возрасте девяти лет. Естествоиспытатель по природе и одновременно вдохновенный художник, он в 1754 оставил фабрику своего консервативного хозяина, чтобы стать деловым партнером и учеником Уилдона. Позднее он покинул мануфактуру Уилдона ради независимого творчества в Айви-хаусе в Бёрслеме, где создал свой знаменитый Сервиз королевы, названный так потому, что его использовала сама королева Шарлотта. В 1775 Веджвуд изобрел «яшмовую» каменную массу; однако, постоянно стремясь к совершенству, он проделал 10 000 опытов, прежде чем разработал ее оптимальный состав. Для наблюдения за температурой в печи Веджвуд изобрел пирометр, позволявший управлять процессом обжига. В 1768 он понял, что недавно изобретенный приводной токарный станок можно использовать для гравирования рисунков на керамике.

Веджвуд был приверженцем рационального неоклассического стиля своего времени, что, вместе с его способностями вести дела и устанавливать общественные связи, приносило грандиозный финансовый успех. Вся английская аристократия присутствовала на открытии его первого салона. Посетители подолгу рассматривали столовый сервиз для Екатерины II стоимостью в 10 000 долл., а также новые формы столовой посуды, соответствовавшие образу жизни средних британцев и других европейцев.

Яшмовая керамика – материал, напоминающий бисквитный фарфор и идеально подходящий для неоклассического декора в технике многослойной резьбы – был самым знаменитым изобретением Веджвуда. Первоначально применяли сплошное одноцветное окрашивание, затем перешли к менее дорогому способу: изделие окунали в цветную массу, и окрашивалась только поверхность черепка. После 1768 Веджвуд и его партнер Томас Бентли на их новой фабрике «Этрурия», близ Сток-он-Трент, изготавливали из яшмовой массы неоклассические ювелирные украшения, гигантские вазы, безделушки, подставки для светильников, архитектурные фронтоны и вставки для мебели. В изготовлении моделей принимал участие скульптор и художник Джон Флаксмен; керамическое производство Веджвуда достигло высокого уровня специализации. Отдельные операции поручались другим фабрикам, таким, как Челси, где выполнялись некоторые виды эмалевой росписи и декор знаменитой черной керамики. Простые гладкие дешевые изделия, предназначенные продажи и сбыта на европейском рынке, украшались в новоизобретенной технике переводных рисунков. Носики, ручки и рельефные украшения делались по отдельности, а затем изделия собирались. Самым существенным творческим достижением самого Веджвуда было его достоверное воспроизведение в керамике знаменитой римской Портлендской вазы. Веджвуд умер в 1795, но три его сына, Джон, Джозайя и Томас, к этому моменту уже были его партнерами, и их потомки все еще работают на этой фирме.

 Courtesy of Wedgwood Society of Boston, Inc., www.wedgwoodsociety.org     ДЖОСАЙЯ УЭДЖВУД. Ваза            ПОРТЛЕНДСКАЯ ВАЗА. Керамика. Уэджвуд, 1789