Также по теме

СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, один из первых созданных человеком искусственных материалов, было изобретено в древности в Восточном Средиземноморье. В качестве материала декоративно-прикладного искусства стекло применялось лишь в периоды экономического процветания, и поэтому история художественно стекла тесно связано с историей каждой цивилизации.

Египет и Сирия.

С древнейших времен, начиная примерно с 4000 до н.э., египтяне использовали в качестве украшений множество мелких декоративных предметов со стекловидным покрытием. Эти предметы делались из мыльного камня или смешанного керамического материала и покрывались непрозрачной стеклянной поливой, окраска которой варьировалась от бирюзового до синего цвета.

Вряд ли стекло использовалось для изготовления самих сосудов, а не только стекловидных покрытий, до XVIII династии (ок. 1575–1320 до н.э.), эпохи экономического расцвета и прогресса; с этого времени и в истории стекла началась эра художественных и технических достижений, закончившаяся с падением XXI династии (ок. 950 до н.э.). В этот период египтяне открыли, что стекло можно использовать и для изготовления бус и амулетов или для инкрустации. Стекло стало ценным материалом, который нередко применялся в сочетании с золотом или полудрагоценными камнями. К давно известным красителям – глубокому синему и плотному бирюзовому – добавились новые непрозрачные цвета: красный, оранжевый, зеленый, желтый, фиолетовый, пурпурный и белый, а сам материал приобрел новые функции. Из стекла делали вставки для ювелирных украшений и плакеток, сосудов для питья, литых и резных фигурок или голов царских скульптурных изображений, выполненных из нескольких материалов. Разнообразные сосуды и склянки для мазей и бальзамов (унгуэнтарии), имевшие определенную форму в зависимости от вида косметики, составили самую большую группу предметов из стекла. Стеклянные туалетные банки обычно были небольшими, по причине трудоемкой технологии их изготовления, однако сохранилось и несколько крупных полых сосудов. Для создания сосуда к формованной на металлическом пруте глиняной основе добавляли голубое непрозрачное стекло. Изделие обвивали контрастного цвета стеклянными нитями, уложенными в пестрые волнистые узоры и сплавленными с поверхностью. В законченном виде эти сосуды очень изысканны.

Центры производства стекла в Фивах, Тель-эль-Амарне, эль-Лиште и эль-Маншахе, вероятно, снабжались стеклянными заготовками из мастерских на северо-западе Дельты, где необходимые для стеклоделия материалы находились в изобилии. Это ремесло пришло в упадок в период политической смуты, последовавшей за падением XXI династии, но возродилось в течение длительного правления Яхмоса II (середина 6 в. до н.э.). Однако имитации древних образцов, создававшиеся в это время, не превосходили их по качеству. В эллинистический период, после греческого завоевания Египта в 332 до н.э., александрийские стеклянные унгуэнтарии широко экспортировались во все страны Средиземноморья; чужеземный вкус оказал влияние на преобразование традиционных египетских форм в более современные.

В 1 в. до н.э. стекольное производство процветало в Сидоне (Сирия). Возможно, этот город унаследовал традицию стеклоделия, которая возникла в Месопотамии по крайней мере еще в 8 в. до н.э. и была перенесена на запад персами. Эта гипотеза подтверждается несколькими находками в Сидоне.

Римская империя.

Сидон и Александрия вошли в состав Римской империи при Октавиане Августе в 27 до н.э. Вскоре стеклоделие стало обычным видом ремесла, и особенности производств каждого города были быстро разнесены по всем провинциям империи мигрирующими ремесленниками. По-видимому, незадолго до этого времени сидоняне изобрели метод выдувания, совершивший переворот в стеклоделии, и теперь изготавливали множество выдутых свободно или в специальных формах разновидностей кувшинов, фляг, бутылей, кубков и блюд разнообразных традиционных и новых форм. Изделия этих типов на какой-то период вошли в моду повсюду в римском мире. Известно несколько выдутых в формах сосудов с отпечатками имен их изготовителей: Эннион и Артас из Сидона, Фирмус и Хилас из Италии и Фронтинус из Галлии. Первоначально выдутые в формах сосуды украшались несложным по рисунку простым рельефным узором; сосуды, выдутые без формы, могли иметь простой оттиснутый или щипцовый декор. Однако к 4 в. в декоре обеих групп сосудов появилась тенденция к все более сложным фантастическим рисункам. Накладной декор стал чрезвычайно богат и изобилен, а выдутые в формах сосуды нередко выделывались в виде человеческих голов или гроздей винограда.

На основе древней египетской традиции изготовления непрозрачного густо окрашенного стекла в период ранней империи было создано несколько видов дорогого стекла, изобретенных в Александрии и позднее усвоенных мастерскими Сирии и Италии. Наиболее популярными среди них были изделия, изготовленные в формах и украшенные напаянными разноцветными кусочками стеклянной мозаики. Такие сосуды с пестрыми узорами сейчас называются миллефиори (тысяча цветов). Эта мозаичная техника применялась и для инкрустации на стенах и мебели. Также делались очень красивые и похожие на настоящие камни имитации агата, оникса и разных пород мрамора, оттененные вплавленными лентами золотого листа. Непрозрачное белое стекло, наплавленное на более темный нижний слой, украшали рельефом, резанным на гранильном круге точно таким же способом, каким резчики обрабатывали натуральные слоистые камни, создавая камеи. Одно из самых знаменитых произведений в этой технике – Портлендская ваза, ок. 100 н.э., вероятно, сделанная в александрийской мастерской.

Во 2 в. был открыт способ использования марганца в качестве обесцвечивающего реактива, вследствие чего стало возможным изготовление более прозрачного стекла для линз, окон и зеркал. Это стало причиной большей популярности чистого стекла, что причинило некоторый ущерб александрийскому производству.

Декоративное стекло создавали также из выполненных в формах заготовок, которые могли дорабатывать насечкой фасок или грунтовкой и полировали до окончательного завершения. Сосуды-диатреты (сквозные изделия), из которых сохранились лишь немногие экземпляры, свидетельствуют о виртуозности техники резного стекла. Их гравированный, прорезной и почти полностью подсеченный рельефный декор кажется свободно плывущим вокруг сосуда. Стеклянные сосуды с гравированными изображениями христианских и языческих сюжетов, сцен охоты и т.п. характерны для изделий одного из важнейших центров стеклоделия – Кёльна. Еще один вид роскошных изделий из стекла, появившийся в начале 4 в., по-видимому, производился только в Риме и Александрии: золотые листы с гравированными рисунками репрезентативного, мемориального или юбилейного характера, заключенные между двумя слоями прозрачного стекла. Большая часть образцов стекла этого вида сохранилась в погребениях в христианских и иудейских катакомбах в окрестностях Рима.

Средние века.

В конце 4 в. в производстве стекла в Европе начался заметный спад, как в качестве, так и в количестве. Причины этого явления – общий экономический упадок и нестабильность в империи, потеря северных и западных провинций, перенос столицы в Константинополь и вторжения варваров в Италию. Находки в языческих могильниках постримского периода в Европе свидетельствуют о немногих пережитках упрощенных форм римского кубка и чаши. Они изготовлены из стеклянной массы низкого качества, с ограниченным набором декоративных приемов – таких, как прокатные нити и накладки в виде крючков и шипов. Контроль над цветом был полностью потерян, и стекло в результате попадающих в плавку примесей тяготело к янтарной и зеленой окраске.

В соответствии с новыми религиозными представлениями христианские захоронения в Восточной Римской и позднее в Византийской империи не содержали погребального инвентаря, поэтому этот источник сведений об истории стекла в 5–10 вв. отсутствует. Однако, судя по результатам раскопок немногих открытых мест производства стекла, на Востоке, как и на Западе, римская традиция продолжала существовать в очень ослабленной форме, и дорогое стекло не изготавливалось. В Византии в большом количестве производилось цветное стекло и стеклянная мозаичная смальта для убранства христианских храмов; оба вида продукции получили дальнейшее развитие в других христианских странах. Высококачественное стекло, употреблявшееся в Византии, вероятно, вывозилось из Месопотамии и Сирии.