Содержание статьи
    Также по теме

    ИСПАНСКАЯ КЕРАМИКА

    ИСПАНСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.

    Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

    Мавританское владычество в Испании в 8–15 вв. способствовало перенесению ближневосточной культуры в пределы Европы. Найденные близ дворца халифа в Кордове фрагменты керамики 11 в., напоминающие месопотамские и египетские изделия, являются одним из доказательств этого влияния. В литературе 12 в. упоминаются люстровая «золотая керамика» Арагона и Гранады и знаменитые вазы с росписью люстром и синим кобальтом. Огромные залежи олова, редкого на Ближнем Востоке, где для белых непрозрачных глазурей применялся только оксид олова, были причиной того, что мавры использовали Испанию в качестве центра развития производства фаянса (керамических изделий, покрытых оловянной глазурью или поливой), от которого ведут свое происхождение многие более поздние типы европейской керамики. К 15 в. в Голландию и Англию было вывезено множество прекрасных изделий, украшенных геральдическими изображениями животных. Однако после того как в 1492 мавры были изгнаны из Гранады Фердинандом и Изабеллой, керамическое производство заметно сократилось.

    После отвоевания Валенсии Иаковом I Арагонским не все мавры были изгнаны. Семья Бюилей, владевшая городом Манисес, оставила нескольких мавров для производства люстровых изделий с гербовыми эмблемами и растительными узорами, выполненными в гамме синих и марганцево-пурпурных тонов. Несколько поколений этих мавританских гончаров вели широкую торговлю аптечными банками, акваманилами (металлическими кувшинами для мытья рук), блюдами и чашами, которые лишь облагались умеренным налогом со стороны семьи Бюилей. Красители для люстра, полученные из сульфида меди или серебра, соединяли с красным, охрой или другим грунтом, смешанным с уксусом, и расписывали ими поверхность изделия. Производство этого великолепного фаянса прекратилось после окончательного изгнания мавров испанской инквизицией.

    В 16 в. в Талавере, близ Севильи, изготавливался фаянс, напоминающий позднюю итальянскую майолику. Это были сосуды, статуэтки собак, сов и улиток, изразцы и наборные плиточные панели, а также настенные украшения. Гончары Талаверы позднее основали развитое гончарное производство в Мексике. В 18 в. фабрика графа Аранды в Алькоре затмила на короткое время мастерские Талаверы, но затем все фаянсовое производство быстро пришло в упадок.

    За исключением фабрики Буэн-Ретиро (которая была основана королем Карлом Неаполитанским как филиал итальянской мануфактуры Каподимонте после того, как он взошел на испанский трон), испанские фарфоровые мануфактуры 18 в. были незначительны. С точки зрения технологии одной из лучших фарфоровых фабрик была мануфактура Буэн-Ретиро, близ Мадрида, на которой изготавливался фарфор только для королевского двора. Часы, статуэтки, вазы высотой до 1,8 м и расписные панно с фарфоровыми букетами в изобилии поставлялись в королевский дворец, две комнаты которого были полностью декорированы фарфором в стиле рококо. После 1800 бoльшая часть продукции этой мануфактуры имитировала изделия Севра и Веджвуда, что, в конце концов, привело к закрытию фабрики в 1849.

    См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.

    Литература