Также по теме

ИТАЛЬЯНСКАЯ КЕРАМИКА

ИТАЛЬЯНСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.

Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству.

В Италии с падением Римской империи высокоразвитое гончарное ремесло перестало существовать. Вплоть до 13 в. изготавливались только грубые горшки с нацарапанными на них простейшими рисунками.

Глиняные изделия.

Обычно глиняные изделия оставались неглазурованными или покрывались простой, неровно наложенной зеленой или желтоватой поливой с оксидом меди или свинцом и были похожи на посуду, которая производилась в это время по всей Европе.

Бытовая керамика.

Со второй половины 15 в. качество итальянской керамической посуды заметно улучшилась. В цветовой гамме появились кобальтовый синий, коричневый и желтый тона, а глазирование стало более ровным. Если в более поздних французских и немецких кувшинах применялись красители, которые в процессе обжига сплавлялись с эмалью, то в Италии поверх надглазурной росписи вторично накладывалась прозрачная стекловидная глазурь.

Меццо-майолика.

Второй тип итальянской керамики получил название «меццо-майолика» (полумайолика). Более ранние изделия этого типа покрывались тонким слоем белого ангоба и украшались грубоватым рисунком из звезд или крестов. В конце 12 в. к этому покрытию стали добавлять оксид олова и, как и на Ближнем Востоке, накладывать щелочную глазурь, но тонкую и худшего качества. Эти грубо сформованные блюда и кувшины были предшественниками прославленной итальянской майолики.

Майолика.

В 12–13 вв. Италия вела широкую торговлю с Испанией и Ближним Востоком, откуда, вместе с испано-мавританской керамикой, привозились белые изделия с люстровой росписью. В 1499 покрытые оловянной глазурью люстровые изделия из города Манисеса доставлялись на кораблях в порты Испании, Северной Африки и Италии через остров Майорка. Итальянцы полагали, что эти изделия там и производились, и стали называть собственные замечательные изделия эпохи Ренессанса майоликой.

Развитие расписной майолики (керамических изделий, покрытых оловянной глазурью) отметило переход итальянской керамики от стадии грубого средневекового ремесла к высокопрофессиональному искусству Ренессанса. Ранее флорентийцы считали, что имитация испанских люстровых изделий – слишком трудное дело, и довольствовались усовершенствованием полихромной оловянной глазури. Они украшали свои изделия нарисованными головами людей и животных и портретами, а восточные орнаменты и мотивы, заимствованные с рисунков шелковых тканей, соединялись с итальянскими гербами и лиственными узорами. Майолика изготавливалась из тонкой мягкой глины; готовые изделия покрывали беловатой непрозрачной оловянной глазурью и расписывали красками, которые успешно выдерживали высокотемпературный обжиг, а после окончательного покрытия прозрачной щелочной глазурью становились мягче по цвету.

Эта керамика распространилась во всей Италии; в общем ее производили более ста городов, из которых наибольших успехов достигли Фаэнца, Кастель Дуранте и Урбино. Они выработали особые стили и техники для рисования облаков, пейзажей, многофигурных композиций и арабесок. Мастерские городов Дерута и Губбио изготавливали дорогую люстровую майолику, в том числе редкую рубиново-красную; малочисленность изделий этого последнего типа объясняется трудностью ее обжига.

Фарфор.

Италия также сыграла историческую роль в развитии производства европейского фарфора. Описания восточных фарфоровых изделий, оставленные одним персидским путешественником, были распространены по всей Италии и вызывали большой интерес. В 1171 египетский султан Саладин послал сорок «китайских изделий» султану Вавилона; вскоре вернувшиеся из Египта крестоносцы рассказывали о великолепии этого подарка. В конце 15 в. мореплаватели привозили итальянским правителям восточный фарфор. Венецианский алхимик, маэстро Антонио, попытался воспроизвести фарфор в Европе, а хроники рассказывают о давно исчезнувших предметах из псевдофарфора, который изготавливался повсюду, особенно в Ферраре.

Фарфор Медичи.

В эпоху Ренессанса наиболее серьезные попытки раскрыть секрет производства фарфора были предприняты во Флоренции между 1575 и 1585; в результате появился так называемый фарфор Медичи. Это была самая успешная неудача в истории декоративного искусства. Как описано в трактате из флорентийской библиотеки Мальябеке, в состав этого фарфора входило 16 частей стеклянной фритты, 24 части песка, 12 частей белой глины из Фаэнцы и немного каолина оттуда же; готовые изделия покрывали свинцовой глазурью или оловянной поливой. Получалось нечто вроде глазурованного и расписанного стекла, изготовленного и украшенного гончарами, имевшего формы дальневосточных или ближневосточных изделий. Это был не фарфор; однако замечательно то, что эти опыты были первыми организованными мероприятиями по воспроизводству фарфора в Европе. Фарфор Медичи был предшественником французской «пат тандр» (мягкой пасты), или мягкого фарфора. Сами по себе эти изделия были очень красивы; в них чувствовалось тонкое понимание духовного начала восточного искусства. Некоторые из них были очень удачными имитациями, но не фарфора, а китайских сине-белых изделий. Герцог Франческо ди Медичи украсил свой дворец произведениями фарфора Медичи и, кроме того, использовал его в качестве дипломатических подарков другим государям. Сохранилось всего лишь около сорока образцов фарфора Медичи, грубоватых и тяжеловесных. По-видимому, не сохранившиеся образцы были более тонкими и хрупкими, что и стало причиной их гибели.

Каподимонте.

В 18 в. известная фарфоровая мануфактура работала в Каподимонте, близ Неаполя. Ее покровителем был король Карл IV, зять Августа Саксонского. Фабрика была открыта в 1743, но, став в 1759 королем Испании, Карл забрал лучших рабочих с собой. Когда в 1771 эта мануфактура вновь открылась в Неаполе, кроме производившегося ранее мягкого фарфора здесь стали изготавливать твердый фарфор и бисквит. В 1821 фабрика была закрыта; единственная большая коллекция ее изделий ныне находится во дворце в Неаполе.

Современные изделия.

Сегодня большое количество итальянской керамики и фарфора, которые отличаются прекрасным дизайном, экспортируются в Соединенные Штаты и другие страны. Среди наиболее интересных работ – столовые сервизы и чашки Рикардо Дженори, одаренного большим воображением дизайнера фарфора; после Второй мировой войны он значительно расширил спектр своих работ.

См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.

Литература