Также по теме

КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО

КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО.

Эпоха неолита.

Искусство Китая не столь древнее, как египетское и ближневосточное, однако оно представляет собой живую традицию с более чем трехтысячелетней историей. К III тыс. до н.э. китайцы уже давно были оседлыми земледельцами и обладали элементами культуры, которые позже оказали глубокое воздействие на их искусство: знаниями о силах природы и годовом ритме; они почитали умерших, благоговейно относились к яшме и другим минералам, использовали сосуды особых форм в ритуальных целях и для погребений. Неолитическая культура, впервые открытая Ю.Гуннаром Андерсоном и его китайскими коллегами в 1921, долго считалась представленной лишь немногими поселениями Северного и Северо-Восточного Китая; в ходе интенсивных раскопок, особенно с 1950, стали известны по крайней мере две тысячи неолитических поселений, почти по всему Китаю. В 1953 в Баньпо близ Сианя была раскопана целая деревня с домами, погребениями, мастерскими и керамическими печами. См. также ДОПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА; НЕОЛИТ.

Прекрасный декор расписной керамики, впервые обнаруженной в Яншао в провинции Хэнань, а теперь широко известный по находкам во всем Северном Китае, говорит о том, что китайские мастера уже обладали искусством нанесения изображений кистью. Сходство между некоторыми декоративными мотивами этой керамики и более ранней керамики из Западной Азии наводит на мысль о заимствованиях, но для китайских форм и орнаментов характерно гораздо большее разнообразие и совершенство, чем для ближневосточных, так что заимствования могли быть очень незначительными. К этому же или несколько более позднему периоду может быть отнесена черная керамика, впервые обнаруженная в Луншане, в Шаньдуне. Ее строгие, лишенные декора формы, напоминающие изделия из металла, также имеют отдаленные западные аналоги. Третью группу образует керамика Центрального и Южного Китая, украшенная штампованным узором; она демонстрирует чисто восточную традицию, существовавшую до недавнего времени в Юго-Восточной Азии. Эти три типа посуды, а также утилитарная и повсеместно встречающаяся серая керамика являются той основой, на которой развивались формы в бронзовом веке.

Бронзовый век: династии Шан и Чжоу (ок. 1600–256 до н.э.).

Шанская столица перемещалась много раз, прежде чем утвердилась в Аньяне в Хэнани, при правителе Пань Гэне ок. 1380 до н.э. Возможно, непосредственно перед тем столицей был древний город Ао, недавно раскопанный в Чжэнчжоу. Здесь уже существовали, хотя и в более примитивных формах, многие из художественных техник, достигших расцвета в великолепных бронзах Аньяна. Правящий класс государства Шан, по-видимому, был представлен пришельцами с севера, а общественное устройство во многом напоминало ранний феодализм. Знать жила в городах с земляными стенами и столбовыми постройками, возведенными на земляных платформах. Сильно стилизованные изображения животных, вырезанные из мрамора, которые, возможно, когда-то украшали монументальные здания, представляют собой древнейшие образцы скульптуры в истории китайского искусства. Балки и столбы также были украшены разнообразными стилизованными изображениями. Большинство памятников шанского искусства были найдены в огромных гробницах на кладбище правителей Аньяна, в гробницах знати и в множестве небольших шанских захоронений в Северном Китае. В самых больших гробницах находят великолепные бронзовые сосуды, которые использовались правителями и их приближенными в жертвоприношениях духам предков. Впервые такие сосуды стали находить в земле в эпоху династии Сун, спустя почти две тысячи лет после их изготовления; их ценили очень высоко за выразительные формы и богатый декор.

Бронзы.

Бронзовые вещи обычно отливали в разъемных глиняных формах, иногда с использованием восковых моделей. Можно выделить по меньшей мере тридцать различных типов этих изделий. Один из древнейших и наиболее почитаемых – треножник «ли», сосуд, стоящий на трех полых ножках, имеющих форму соска; керамические предшественники этой формы были в ходу еще в неолитическое время. Среди других изделий – «дин», круглый или прямоугольный сосуд на трех или четырех прямых ножках; «юй» – сосуд для вина с петлевидной ручкой и крышкой; «цунь» – кубок с волнистым горлом, высокий и изящный, а также «гу» с барабанообразным горлом и чаша для возлияний «чуэ». На многих есть короткие посвятительные надписи, сделанные древними иероглифами. Они декорированы богатым зооморфным орнаментом, отлитым в металле. Изображения обычно очень стилизованы, хотя натуралистические фигурки животных, таких, как олени, слоны, носороги, не только встречаются на сосудах, но даже могут определять их форму. Преобладающий мотив – чудовище с огромными глазами, «тао-те», которое может быть составлено из стилизованных изображений других существ: драконов с клювами («куй»), птиц, цикад, тигров. Все эти анималистические мотивы обычно появляются на фоне спиральных завитков в низком рельефе, называвшихся «лэй вэнь» (знак грома), вероятно, по причине сходства с архаической формой иероглифа «лэй» (гром). Предполагают, что квадратные сосуды типа «дин» и «и», покрытые сложным зооморфным декором, происходят от северных кочевых народов, родовые связи с которыми имели представители правящей элиты государства Шан; округлые сосуды, имевшие декор из узких лент на тулове, горловине или сливе, имели местное происхождение.

Художественная бронза достигла в Аньяне совершенства форм, декора и технического мастерства, не имеющего аналогов в древнем мире. Можно выделить три фазы ее развития. К первой фазе относятся бронзы позднего Шан и раннего Чжоу; следующая относится ко второй половине Западного Чжоу; третья фаза начинается долгим переходным периодом эпохи Весны и Осени (722–481 до н.э., описан в Анналах Весны и Осени государства Лу) и достигает расцвета в эпоху Сражающихся Царств (403–221 до н.э.). Последний период иногда именуют «стилем Хуай», поскольку первые находки такого рода были обнаружены в долине реки Хуайхэ. Резкие изменения произошли в начале второй фазы, когда сосуды некоторых типов перестали изготавливать, мотив «тао тэ» и другие шанские мотивы исчезли и бронзы приобрели огрубленные формы и абстрактный декор, что отчасти было связано с значительным расширением пределов империи Чжоу в ранний период царствования My Вана и его наследника и появлением новых, чужеродных тенденций в китайской культуре. Третья фаза, представленная, в частности, находками в Цзиньцуне близ Лояна, демонстрирует высокий уровень цивилизации лоянского региона в 5–3 вв. до н.э. Одновременно эти предметы свидетельствуют об упадке традиционного ритуала. Бронзы становятся произведениями искусства и перестают использоваться по назначению. Более простые по форме, чем экстравагантные сосуды второй фазы, они обязаны своей красотой инкрустированному орнаменту из золота и серебра; таким же образом украшались детали колесниц и застежки для одежды. Находки обширных раскопок, ведущихся в Китае с 1953, особенно относящиеся к периоду, предшествовавшему перенесению столицы в Аньян, и к эпохе Западного Чжоу, заметно усложнили картину развития искусства бронзы, но простое деление на три фазы все еще остается широко распространенным.

Нефрит.

Нефрит (см. также ЖАД) использовался в погребальном инвентаре и для изготовления ритуальных предметов уже в неолитическое время. В эпоху бронзы свойства нефрита – твердость, чистота и неподверженность разрушению – придали ему то же значение, какое имело золото на Западе. В самом Китае месторождений нефрита не было. С древних времен настоящий нефрит привозили в виде валунов из речных отложений в Хэйтань (Хотан) в Центральной Азии, а с 18 в. из Верхней Бирмы стали ввозить другой минерал, жадеит. Собственный цвет нефрита – белый, но присутствие окислов дает широкую гамму цветов, среди которых бирманский яблочно-зеленый особенно ценился для изготовления украшений. Считалось, что нефрит обладает многими благоприятными свойствами, поэтому в древнем Китае его часто помещали в погребения. В эпоху Чжоу, чтобы предохранить тело покойного от тлена и воздействия злых сил, его снабжали ритуальными предметами: диском «би», который символизировал солнце или небо, трубой «цун», символом земли, а также символами четырех сторон света. Изделиями из нефрита закрывали отверстия тела и утяжеляли рукава. Благородные свойства, приписывавшиеся нефриту, делали его подходящим символом знатного положения. Так, во время аудиенции правитель держал большой резной скипетр «чэнь гуй»; вельможа – гребенчатый скипетр «хуань»; у других в руках были разных форм диски «би». Нефритовые пластины в виде животных и птиц использовали для украшения одежды.

Чрезвычайная твердость нефрита делает его обработку необыкновенно трудной; она возможна лишь с применением абразивного порошка из граната, рубина или кварца. Первые нефритовые вещи либо вырезались из тонких пластин и затем украшались гравировкой, либо гравировались самым примитивным образом на гравировальном круге. В эпоху Сражающихся Царств появление таких усовершенствованных орудий, как вращающееся железное сверло, совпавшее с упадком традиционных ритуалов и развитием культуры, подняло обработку нефрита на необыкновенную высоту. Затем, по мере того как многие традиционные формы переставали существовать из-за их архаичного назначения, искусство становилось все более изощренным. К эпохе Сун (10 в.) мастерство гравировки достигло виртуозной свободы. С большим искусством стали подбираться цветовые сочетания камня. Однако наивысшего уровня техническое мастерство достигло в 18 в. н.э.