КЛОДТ (КЛОДТ ФОН ЮРГЕНСБУРГ)

КЛОДТ (КЛОДТ ФОН ЮРГЕНСБУРГ), семейство русских художников, представителей классицизма и романтизма.

Петер (Петр Карлович) Клодт (1805–1867), старейший среди них, родился в Петербурге 24 мая (5 июня) 1805 в семье генерал-майора К.Ф.Клодта, который был художником-любителем. Окончив Артиллерийское училище в Петербурге, в конце 1820-х годов вышел в отставку и посвятил себя искусству. Посещал классы Академии художеств (с 1829). Был профессором Академии (с 1838) и заведующим ее литейной мастерской. Получил известность прежде всего своими монументально-декоративными произведениями, решенными в канонах строгого академического классицизма. Популярными символами северной столицы стали исполненные по его эскизам четыре бронзовые группы укротителей коней для Аничкова моста (1833–1840). Отливки этих групп были позднее установлены в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе. Величаво-патетичен созданный под его руководством (по модели В.И.Демут-Малиновского) памятник равноапостольному князю Владимиру в Киеве (1853). К этим произведениям близки по стилистике монумент Николаю I в Петербурге (совместно со скульпторами Р.К.Залеманом, Н.А.Рамазановым и др.; 1859), бронзовые рельефы для Исаакиевского собора (1844–1847) и Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (1846–1847). Напротив, в памятнике баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду (1855) проступили черты более приватного и непринужденного («бидермейеровского») романтизма. Во многих своих монументально-декоративных работах Клодт выступал лишь как мастер бронзового литья, по сути высококлассный копиист. Авторское же начало, тонкое искусство лепки ярче всего проявились в его малоформатных, «кабинетных» композициях с лошадьми; их тиражные отливки с восковых моделей до сих пор пользуются большой популярностью среди коллекционеров. Исполнял также и модели для каслинского литья. Умер П.К.Клодт в своем имении на мызе Халала (Финляндия) 8 (20) ноября 1867.

Михаил Константинович Клодт

(1832/1833–1902), племянник Петра Карловича, был одаренным пейзажистом. Родился в Петербурге 30 декабря 1832 (11 января 1833) в семье гравера К.К.Клодта. Учился в Академии художеств у М.Н.Воробьева (1851–1858). Как «пенсионер» Академии побывал в Швейцарии и Франции (1858–1861); много путешествовал по России. Стал одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Придерживаясь стилистики романтического пейзажа – с его базисной категорией «возвышенного», находящей оптимальное воплощение в идеализированной природе, –последовательно усиливал натурную достоверность и национальный колорит композиций. Среди его типических произведений – Дубовая роща (1863), Большая дорога осенью (1863) и Лесная даль в полдень (1876; все три работы в Третьяковской галерее), – последняя предвосхищает своим эпическим настроением аналогичные образы И.И.Шишкина. Наиболее известна картина На пашне (1872, Третьяковская галерея) – с крестьянкой на вспаханном поле – полотно, которое, наряду с Грачами А.К.Саврасова, стало одним из популярных живописных символов России. Работал и как педагог, руководя в 1871–1886 пейзажным классом Академии художеств. Умер М.К.Клодт в Петербурге 16 (29) мая 1902.

Михаил Петрович Клодт

(1835–1914), сын скульптора П.К.Клодта, получил известность как живописец-жанрист. Родился в Петербурге 17 (29) сентября 1835, учился у А.А.Агина и в Академии художеств (1852–1861, с перерывом), в 1857–1860 работал в Париже, путешествовал по Франции вместе с двоюродным братом М.К.Клодтом. В 1862–1865 как «пенсионер» Академии жил в Мюнхене. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Много ездил по России. Для его жанров, созданных в русле камерно-лирического романтизма, наиболее характерны образы крестьянской жизни с ее архаическими нравами (Рыбаки финны, 1855; Черная скамья, 1871; обе картины – в Третьяковской галерее), но в первую очередь сентиментальные живописные драмы (Больной музыкант, 1859; Последняя весна, 1861; обе работы – там же; Перед отъездом, 1878, Художественный музей, Иваново). Картина Музыкант положила начало собранию П.М.Третьякова. К концу 19 в. все чаще обращался к исторической теме, подчеркивая в ней житейски-бытовое начало (Терем царевен, 1878, Художественная галерея, Пермь). В картинах на гоголевские темы вплотную подошел к поэтике символизма (Конец «Мертвых душ», Музей-усадьба «Абрамцево»). Занимался офортом, воспроизведя в этой технике ряд своих композиций. С 1895 служил реставратором в Эрмитаже. Умер М.П.Клодт в Петербурге 7 (20) января 1914.