Содержание статьи
    Также по теме

    МИНИАТЮРА

    МИНИАТЮРА. Термин «миниатюра» происходит от лат. minium (англ. vermilion) – киноварь (сурик), основная краска, которую использовали при создании малоформатных иллюстраций и элементов орнаментального оформления рукописей. Киноварью выделяли заглавные буквы, заставки и первые строки глав в рукописных свитках и кодексах.

    Миниатюрная живопись была известна в Древнем Египте и Древней Греции, но до наших дней дошло лишь несколько образцов, датируемых ранее 4 в. до н.э. В Средние века произошли существенные изменения в оформлении манускриптов: свиток был заменен рукописной книгой, кодексом, и это сделало возможным появление иллюстраций размером в целую страницу с изображениями на золотом или пурпурном фоне. Работа над иллюстрированием рукописной книги называется также иллюминированием – термин отражает применение листового золота в оформлении кодекса. В конце 8 в. Карл Великий основал несколько скрипториев – мастерских, где переписывались рукописи, что способствовало расцвету искусства миниатюры. Ученые монахи в таких художественных центрах, как Ахен, Трир, Реймс, Тур и Корби, сохраняли связь с античной традицией, изучая и переписывая манускрипты, привезенные из Сирии, Византии и Италии. Ирландия, в отличие от континента, следовала собственному «островному» стилю, основанному на геометрических и плетеных орнаментах. Крупнейшими центрами англо-саксонской миниатюры были Уинчестер и Сент-Олбанс.

    Стиль французской миниатюры 13 в. – готический. Золотой фон, характерный для более ранних изображений, сменился орнаментальным с геометрическими узорами, выполненными преимущественно синим и красным цветами, соответствовавшими цветовой гамме готических витражей. Обрамления из детально и тщательно выписанных цветочных побегов, между веточками и стеблями которых во множестве обитают птицы и животные, стали неотъемлемой частью готической миниатюры и окаймляли как страницы с текстом, так и иллюстрации. Со старыми монастырскими школами стали соперничать новые светские центры, где создавались иллюстрированные хроники и рыцарские романы. Дамы и кавалеры в иллюстрациях к ним одеты в соответствии с придворной модой, пребывают в изысканных покоях, гуляют в саду или охотятся в полях, на фоне изображенных вдали городских зданий. Пейзаж, в том числе и морской, был полностью освоен братьями Лимбургами в процессе создания превосходных миниатюр к Роскошному часослову герцога Беррийского (Tres riches heures du Duc de Berry, 1411–1416), хранящемуся ныне в музее Конде в Шантийи (Франция).

    С конца 15 в. развитие книгопечатания, ксилографии и других видов гравюры привело к упадку миниатюры как искусства оформления книг. С тех пор миниатюрой стали называть портреты малого размера, написанные на бумаге, кости или меди. Они были широко распространены со времен королевы Елизаветы I Английской и до начала эпохи фотографии.

    В России в 17–19 вв. изготавливали миниатюрные иконы на эмали, в 18 в. появились портреты-миниатюры. Разновидностью миниатюры с 18 в. стали русские художественные лаки, пользующиеся популярностью и в наши дни (Федоскино, Палех).

    Ныне термин «миниатюра» применяется к произведению искусства, отличающемуся небольшими размерами и тонкостью исполнения, в т.ч. к скульптуре – полнообъемным или рельефным изображениям на кости, металле, камне, дереве и т.д. (глиптика, камея, инталия, гемма, нэцкэ).

    См. также ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ.

    ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ поэмы Дж.Боккаччо Тесеида (1340).  IGDA/G. Nimatallah       ПОРТРЕТНАЯ МИНИАТЮРА ДЖОРДЖА КЛИФФОРДА, ГЕРЦОГА КУМБЕРЛЕНДСКОГО. Николас Хиллиард       IGDA    МИНИАТЮРА ПОРТРЕТ КАРЛА IX. Франсуа Клуэ  Archivio I.G.D.A.