Содержание статьи
    Также по теме

    ПАЛЕОЛИТА ИСКУССТВО

    ПАЛЕОЛИТА ИСКУССТВО – первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens sapiens, появляющиеся в верхнем палеолите (Ориньяк) около 40–30 тысячелетий назад. Памятники палеолитического искусства – пещерная настенная живопись и рисунок, а также различные виды скульптуры сохранились преимущественно на юго-западе Франции и в прилегающей части Пиренейского полуострова. Спорадически они встречаются в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири.

    Общепринятой классификации палеолитических изображений не существует. Работы, затрагивающие эту проблему, основываются на предположении о том, что образ в искусстве является отражением либо реальности, либо мифологических представлений. Определения, используемые разными авторами, синонимичны в первом случае понятию реализм (формы «физиопластические», «воспроизводящие», «сенсорные» и т.п.), во втором – понятию условность (формы «символические», «геометрические», «идеопластические», «имажинативные»). Иногда особо выделяются «орнаментальные» формы. Подобные классификации имеют уже тот недостаток, что не обособляют маргинальный (субкультурный) материал.

    Этот последний делится на две группы: абстрактную и фигуративную. Абстрактные делятся на два типа: аморфные и структурные. Фигуративные изображения охватывают широкий спектр форм, от натуралистических и умеренно стилизованных до схематических.

    Типология палеолитического искусства может быть представлена в виде следующей схемы, показывающей типы первичных изобразительных форм и их соотношение:

    Как можно видеть, группы сложно взаимосвязаны, границы между ними размыты. Отдельные явления могут быть отнесены к той или иной категории в зависимости от их семантической интерпретации. Например, чистая абстракция – лунка, выемка правильной формы может быть изображением раны, специально процарапанные «гриффады», будучи по фактуре субкультурными, должны быть отнесены к группе абстрактных знаков и т.п.

    Как следует из их определения, субкультурные формы – это формы полностью или частично природного происхождения: отпечатки и трафареты, фигурные камни, кости, раковины, клыки и иные частично обработанные натуральные предметы, использовавшиеся как украшения, имевшие сакральный характер.

    Среди собственно изобразительных отдельное место занимают абстрактные, аморфные – неупорядоченные изобразительные артефакты: отдельные красочные пятна или сочетания живописных пятен, хаотическое переплетение линий, штрихов, насечек и т.п. Некоторые из них могут быть побочным продуктом утилитарных либо полуинстинктивных действий (например, «гриффады» – подражание следам когтей, оставленных медведем на стене пещеры, – где процесс и результат неразличимы).

    Близкое к субкультурным положение занимают насечки на кости, имитировавшие царапины, оставленные на кости режущим орудием в процессе практической деятельности.

    Существует предположение о происхождении отсюда параллельных и пересекающихся линий, дальнейшее развитие которых («елочки», зигзаги, «соты», ромбы и т.д.) лежит в основе орнаментальных и некоторых знаковых форм. Многие пещерные настенные изображения, которые часто фигурируют под рубрикой «знаки», «символы» или «орнаменты», строго говоря, не являются ни тем ни другим; например, пятна красной краски, связанные с погребениями (пещеры Ле Мустье и Ля Ферраси), относящиеся к древнейшему периоду, когда впервые появляются каменные диски, глиняные и каменные шары, обработанные костяные пластинки (Тат, Базуа, Ахенхейм и др.), а также «гриффады» и продолжающие их «макароны».

    В пещере Базуа «макароны» образуют сложную рифленую фактуру из более или менее параллельных линий, в пещере Гарга столь же плотная фактура образована перекрещивающимися прямыми и дуговыми линиями. В Альтамире хаотические переплетения двойных и тройных линий образуют большие панно на потолке и стенах пещеры.

    Абстрактные, структурные формы, как и аморфные, непосредственно не ассоциируются с предметной реальностью. Отличие от предыдущих составляет более или менее ясно читаемая конструкция. В их числе простейшие знаки: шевроны, стрелы, равноконечные кресты, круги, прямоугольники, овалы, «елочки», «змейки», спирали. Эти формы используются как самостоятельно, так и в качестве элементов орнамента. Качество рисунка, степень сохранности изображений затрудняют иногда их прочтение, однако простота воспроизведения, отличающая конкретную форму от бесструктурной абстракции (воспроизведение которой может быть только факсимильным), во всех случаях облегчает его дешифровку.

    В промежуточном положении находятся артефакты, которые лишены структуры, однако включают элемент организации. Пример – известняковая плита с восемью парными углублениями из детского захоронения периода Мустье в Ля Ферраси. Такой же частичной организацией отмечены некоторые графические артефакты в пещерах Альтамира, Труа Фрер, Кастильо, Нио, Буксу, Пиндаль, Сантиана и др.

    Проблему представляет определение границы между знаком и крайне схематизированным фигуративным изображением. Едва ли не каждый из таких распространенных сюжетов, как вульва, фаллос, женская фигура, голова и фигура животного, может быть представлен лаконичной схемой. Среди «знаковых» форм, которые не полностью утрачивают связь с исходным образом, – «тектиформы» и «клавиформы»: треугольники, миндалевидная форма, круг с радиальной линией, прямоугольники, сдвоенная прямая линия, «елочка», – являющиеся знаком вульвы и фаллоса. При этом нет оснований считать – как это часто делается – знаком те же объекты, изображенные реально. Натуралистические и умеренно стилизованные изображения принципиально отличаются от тех, которые приобрели статус знаков: натуралистическая форма уникальна, знаковая – универсальна.

    Абстрактные структурные формы существуют как простые (единичные) и сложные (композитные). Единичная абстрактная структура – это знак или символ, сложная – орнамент.

    Абстрактные композитные формы палеолитического искусства образуют широкий спектр – от едва организованных до крайне стилизованных. Они чаще всего украшают различные изделия из кости, рога и камня.

    В пещерной живописи редко встречаются формы, которые можно было бы с уверенностью отнести к разряду орнаментальных. Знаки и символы, близкие к тем, которые украшают мобильные предметы, в пещерах встречаются повсеместно, однако в них отсутствует основное качество орнамента – композиционная определенность, создаваемая симметрией, ритмическими повторами, точной вписанностью изображения в форму декорируемого предмета. Приближенным к орнаментальной форме может быть стилизованное воспроизведение фактуры предмета: шерсти, шкуры животных, волос, одежды, украшений, татуировки, нательных изображений человека. К этой группе примыкают встречающиеся в настенных росписях стилизованные формы, обозначающие масть животного (лошадь «в яблоках» в Пеш Мерль, бизон в Марсула и др.).

    Что касается человеческих изображений, то здесь – при относительной реалистичности в изображении фигуры – фактура волос изначально и повсеместно имеет условный, орнаментальный характер, образуя то шашечный рельефный рисунок, то рельефные концентрические круги. Таким же простым способом – ритмически повторяющимися поясами нарезок – передается и фактура одежды, и иногда воспроизводятся украшения. И все же чаще всего эти орнаментальные формы, по-видимому, имеют самостоятельное, в большей мере сакральное, нежели декоративное значение.

    Классический орнаментальный характер имеют композиции из геометрических элементов, полностью или частично занимающие поверхность различных орудий и украшений: подвесок, браслетов, каменных и костяных дисков, пластин, обломков кости и рога. Повсеместно, от Пиренейского полуострова до Сибири, встречаются так называемые «чуринги» – каменные и костяные пластины с орнаментом в виде прожилок листа или радиальных и поперечных линий, прямоугольников, параллельных линий и коротких насечек или изображениями «змейки» и концентрических кругов.