Также по теме

РЕЙКСМУЗЕУМ

РЕЙКСМУЗЕУМ (Государственный музей) в Амстердаме – один из крупнейших художественных музеев мира. Здесь находится самое полное и выдающееся по художественному уровню собрание голландской живописи «золотого века» – времени подъема всех сфер жизни, начавшегося в 1609, в результате утверждения Сев. Нидерландов в качестве самостоятельного государства. В Рейксмузеуме представлены своими шедеврами все 4 великих художника Голландии 17 в.: Франц Хальс, Якоб ван Рейсдаль, Вермер Дельфтский и Рембрандт. В собрании находится 20 картин Рембрандта, больше, чем в других музеях мира (коллекция уступает лишь эрмитажной – 26 картин).

 РЕЙКСМУЗЕУМ  Dave McWilliams     РЕЙКСМУЗЕУМ

Создание музея и приобретения коллекций.

В Голландии не существовало ни королевского собирательства, ни церковного меценатства. Единственной постоянно пополнявшейся и переходившей из поколения в поколение крупной коллекцией была коллекция штатгальтеров из рода принцев Оранских-Нассау, стоявших во главе войск республики. В 17 в. собрание состояло в основном из фамильных портретов и декоративных полотен, служивших для украшения дворцов. В 18 в. штатгальтеры Вильгельм IV и Вильгельм У пополняют собрание картинами предшествующего столетия и создают «кабинет искусств» (Kunstkabinet) в своей резиденции в Гааге.

Образование Рейксмузеума имело непосредственную связь с событиями, происходившими во Франции. После французской революции 1789 года, в 1793, конвент объявил войну Нидерландам. В 1794 власть штатгальтера была низложена, а в 1795 была создана Батавская республика, находившаяся в вассальной зависимости от Франции.

Из гаагского «кабинета искусств», церквей, частных собраний, государственных учреждений были вывезены в Париж многочисленные произведения искусства. Объяснялось это тем, что Франция является преемницей Древнего Рима и потому обладает суверенным правом владения художественными произведениями тех стран, которые возникли на территориях, принадлежавших Римской Империи. Та часть художественных коллекций, которая не была вывезена во Францию, была передана в Национальную художественную галерею, созданную по образцу Лувра в 1800 в Хёйс-тен-Босх («Дом в лесу» – бывшей летней резиденции Оранских).

В связи с установлением демократического режима коллекции музея стали национальным достоянием.

В 1806 республиканское правление в Нидерландах было ликвидировано. Король Людовик – Наполеон Бонапарт обосновался в Амстердаме, во дворце на площади Дам – бывшем здании ратуши. На втором этаже ратуши находились старинные групповые портреты, в т.ч. Ночной дозор Рембрандта. По приказу Людовика-Наполеона во дворце создается Королевский музей, куда перевозят все экспонаты из Национальной художественной галереи – первого публичного музея страны. Поэтому датой основания Рейксмузеума считают 1800.

В 1810 король Людовик отказывается от престола в пользу Наполеона Бонапарта, а в 1813 в Амстердам возвращается сын изгнанного штатгальтера Вильгельма V Оранского. Вскоре он становится королем Нидерландов под именем Вильгельма I.

В 1817 собрание музея, состоящее в основном из картин и эстампов, созданных мастерами Сев. Нидерландов, Вильгельм I переводят в дом Академии наук – Триппенхейс, выстроенный в 1660–1662 для торговцев железом братьев Трипп (отсюда его название) арх. Ю. и Ф.Винкбонсами. Вновь открытый музей получает название Государственного (гол. – Рейксмузеум), т.к. коллекции других музеев Голландии принадлежали не государству, а городам.

В 1876–1885 П.И.Кейперсом (P.J.Cuypers) – одним из создателей новой голландской архитектуры – было построено современное здание музея, имеющее вид готического собора. Фасад Рейкмузеума украшен витражами, однако вместо сцен из Священного писания, здесь представлены символические изображения живописи, скульптуры и архитектуры.

Шедевры коллекции (картины Рубенса, Тинторетто, Веронезе, а также лучших художников Голландии) собраны в центральном большом помещении, зале Славы, интерьер которого напоминает пространство аскетичного нидерландского храма со специально запланированной для картины Рембрандта Ночной дозор нишей – «алтарем». В искусствознании 70–80-х 19 в., т.е. времени, когда строилось здание музея и разрабатывались принципы экспонирования, Ночной дозор считали «высшим выражением гения Рембрандта», его включали в число «божественных» произведений, таких, как Сикстинская мадонна Рафаэля и Джоконда Леонардо да Винчи. С 1901 по 1906 под контролем королевы Вингельмины особая комиссия занималась вопросами наилучшего экспонирования этого шедевра, рядом с картиной были выстроены монументальные перегородки с колоннами и капителями в виде кариатид.

После завершения строительства здания в музей поступили коллекции не только из Триппенхейса, но и из других собраний, как например, частной коллекции ван дер Хопа, завещанной в 1854 городу Амстердаму. Из этого богатейшего собрания происходят многие шедевры, как например, Еврейская невеста Рембрандта и картины Вермера Дельфтского.

Произведения мастеров 19 в. поступили в качестве даров и по завещанию.

В музей были переданы собрания исторических памятников, принадлежавших прежде археологическому обществу, королевскому кабинету редкостей, музею истории Нидерландов, Ост-Индской и Вест-Индской компании и другим учреждениям.

Из Морского министерства поступили ценные экспонаты, среди них – большая коллекция моделей кораблей.

В 1927 коллекция исторических памятников была разделена между двумя отделами музея: истории Нидерландов; скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

В 1952 поступила коллекция искусства стран Азии, которая принадлежала обществу любителей искусства Азии. Сначала она экспонировалась отдельно в корпусе Филиппа и была самостоятельным музеем. С 1965 эта коллекция стала одним из отделов Рейксмузеума.

В настоящее время экспозиция состоит из 5 разделов: живописи; скульптуры и декоративно-прикладного искусства; истории Нидерландов; кабинета эстампов; искусства Азии.

Отдел живописи

занимает основную часть выставочных помещений.

Шедевры разных стран и художественных школ выставлены вместе в зале Славы. Остальные экспонаты, дающие широкую панораму развития европейской живописи 15–19 вв., располагаются в хронологическом порядке и по национальным школам. Частью отдела является одно из богатейших в мире собрание пастелей – техники, особенно популярной в 18 в.

Коллекция нидерландской живописи 15–16 вв. небольшая, она значительно уступает тем, что находятся в музеях Бельгии, т.к. в Южных Нидерландах были сосредоточены главные художественные центры этого времени (Гент, Брюгге, Брюссель). Кроме того, в 16 в., в эпоху религиозных столкновений между протестантами и католиками, в Северных Нидерландах были разгромлены многие храмы и уничтожены хранившиеся там произведения живописи.

Одним из немногих мастеров Северных Нидерландов, чье имя дошло до нас, был Гертхен тот Синт Янс, написавший Святое семейство (1496).

Знаменит триптих Луки Лейденского Поклонение золотому тельцу (1530), приобретенный в 1952 в частном собрании в Париже. Мария Магдалина Яна ван Скореля, свидетельствует о начавшемся в 16 в. увлечении итальянским искусством. Туалет Вирсавии Корнелиса ван Харлема (1594) Лот с дочерьми Хендрика Гольциуса (создателей Академии в Харлеме по типу Болонской в Италии), Неверие Фомы Хендрика Тербрюггена (1622–1623) исполнены в традициях итальянской школы.