Содержание статьи
    Также по теме

    РЫЛОВ, АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    РЫЛОВ, АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1870–1939), русский художник, мастер живописных пейзажей в духе символизма.

    Родился в селе Истобенское (Вятская губерния) 17 (29) января 1870. Воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке (отец Рылова страдал нервным расстройством). Поселившись в Петербурге, занимался в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1888–1891) у К.Я.Крыжицкого и в Академии художеств (1894–1897) у А.И.Куинджи. Участвовал в выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», АХРР, был членом-учредителем (в 1925–1930 председателем) Общества имени А.И.Куинджи.

    Изначально писал не только пейзажи, обращаясь к историческому и бытовому жанру (Набег печенегов на славянскую деревню, 1897, частное собрание, Петербург; Догорающий костер, 1898, Третьяковская галерея) и неизменно придавая природе значение не только фона, но и полноправного драматического компонента. С другой стороны, в природных его мотивах обычно проступала историческая символика (таков, к примеру, славянский челн, виднеющийся за деревьями в картине Зеленый шум, 1904; варианты в Третьяковской галерее и Русском музее). Его плотные по цвету, далекие от зыбкой этюдности картины эпичны по настроению, часто представая некими «предчувствиями» или «прологами». Поэтому вполне закономерно, что его знаменитое полотно В голубом просторе (1918, Третьяковская галерея) – со стаей диких лебедей над просторами северного моря и парусником вдали – вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-«советская» картина, полная «революционной романтики».

    На деле пейзажная стихия Рылова, при всей ее композиционной четкости, предстает слишком неопределенной для того, чтобы уверенно сопрягать ее с конкретными социально-политическими программами. Постреволюционные сюжетные «привязки» (Трактор на лесных работах, 1934, там же; В.И.Ленин в Разливе, 1934, Русский музей) всегда шли во вред его творчеству, опуская его на средний соцреалистический уровень. Напротив, созерцательная бессюжетность обеспечивала живописную свободу (Зеленое кружево, 1928, Третьяковская галерея; Лесная река, 1929, Русский музей). Рылов был также тонким анималистом, как бы засвидетельствовав это в рисунке Автопортрет с белкой (1931, Третьяковская галерея). Успешно работал как художник-иллюстратор (журнал «Чиж», 1936; книги В.В.Бианки Теремок, 1936, и Сказки зверолова, 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями (Когда это бывает, 1936; издана в 1946). С 1902 активно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и других училищах).

    Умер Рылов в Ленинграде 22 июня 1939. Посмертно вышли его ценные Воспоминания (1960).

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

    Литература

    Федоров-Давыдов А.А. А.А.Рылов. М., 1959