Также по теме

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ в Санкт-Петербурге, крупнейший в России (наряду с Третьяковской галерей в Москве) музей русского искусства. Учрежден в 1895, открыт в 1898 в перестроенном Михайловском дворце (1819 – 25, арх. К.И.Росси), главном здании архитектурного ансамбля площади Искусств. Официальное название до 1917 – Русский музей императора Александра III.

В состав фондов Русского музея входят коллекции русской и советской живописи, богатейшее в стране собрание скульптуры, одна из лучших коллекций гравюр и рисунков русских и советских художников, чрезвычайно интересное собрание произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

В настоящее время музей занимает комплекс зданий, главное из которых – бывший Михайловский дворец и прилегающий к нему корпус, построенный К.И.Росси. В этих зданиях размещается экспозиция русского дореволюционного искусства.

В начале 1930-х музею отошел т.н. корпус Бенуа (проект 1910–1912, построен в 1914–1919, арх. С.О.Овсянников по проекту Л.Н.Бенуа), расположенный на набережной канала Грибоедова. Первоначально здание предназначалось для выставок различных художественных объединений и союзов. В настоящее время на втором этаже корпуса Бенуа экспонируются произведения искусства второй половины 19 – начала 20 в., на первом – советского искусства.

РУССКИЙ МУЗЕЙ. © DeA Picture Library/W. Buss

История Михайловского дворца

начинается с рождения великого князя Михаила Павловича (1798–1849), младшего сына императора Павла I, для которого решено было построить новый дворец, ежегодно откладывая на строительство несколько сотен тысяч рублей.

Постройка Михайловского дворца – П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась 17 апреля 1819, когда Михаилу исполнился 21 год, а сумма ассигнований достигла 9 миллионов.

Архитектор К.И.Росси не только решил задачу строительства отдельного здания, он включил дворец в градостроительный комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Росси проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского), соединяющую дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом, тем самым вводя новый архитектурный комплекс в общий ансамбль центра города и открывая перспективу на новую резиденцию.

В 1823 для внутренней отделки дворца были приглашены скульпторы: В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов; живописцы: А.Виги, П. и Дж.-Б.Скотти, Б.Медичи, Ф.Брюлло; лепные мастера Н. и С.Саегины; резчики В.Захаров, В.Бобков; паркетчики С.Тарасов и М.Знаменский и др. Мебель, камины, люстры, канделябры, лепные украшения, резьба на дверях и консолях были исполнены по рисункам и под наблюдением Росси.

Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье и закупались у русских производителей: царскосельской мануфактуры, фабрики князя Юсупова, Доннера и московского фабриканта Гущина.

Решетка перед фасадом Михайловского дворца была отлита на Чугунном казенном Литейном заводе по проекту Росси мастером Бауманом. На том же заводе отливали решетку, выходящую на Мойку, чугунные балконы, парадную лестницу и решетку к ней, чугунных львов, установленных перед портиком, и маленький мостик в саду.

30 августа 1825 здание было освящено. В том же году К.И.Росси был награжден орденом Владимира 3-ей степени и бриллиантовым перстнем.

Михайловский дворец стал предметом восторга современников: красота фасадов, роскошь и вкус внутренней отделки, феерично-блестящая жизнь двора великой княгини Елены Павловны, супруги великого князя Михаила Павловича, а позже ее популярность в научном и артистическом мире столицы, придали Михайловскому дворцу значение своего рода культурного центра.

Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился до наших дней практически без изменений. Все интерьеры подверглись переделке, за исключением Главного вестибюля с Парадной лестницей, и Белого зала, расположенного в центре анфилады 2 этажа, где остались нетронутыми не только живописное и скульптурное убранство, но и подлинная мебель, вазы, созданные по эскизам Росси. Остальные интерьеры были измены в ходе многочисленных переделок, которые велись, начиная с 1830-х годов (архитекторы А.И.Штакеншнейдер, Г.И.Боссе).

В 1873 Елена Павловна скончалась, дворец наследовала ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна Мекленбург-Стрелицкая. Со смертью наследницы дворец перешел в казну, и в 1895 был приобретен императором Николаем II.

Михайловский дворец становится Русским музеем

по указу от 13 апреля 1895. До 1895 существовал проект о постройке специального здания музея русского искусства при Академии художеств, были составлены планы и смета.

Переделка жилых помещений Михайловского дворца в выставочные залы, устройство стеклянных потолков поручалось архитектору В.Ф.Свиньину (1865–1939). Первоначально Русский музей занял лишь центральную часть дворца. В корпусе Росси (левом флигеле) размещались служебные помещения и квартиры сотрудников.

В 1903 В.Ф.Свиньин начал перестройку правого флигеля дворца под этнографический музей. С 1934 этнографический отдел стал Государственным музеем этнографии народов СССР, отделившись от Русского музея.

В 1946–1948 была проведена реконструкция площади Искусств, реставрированы фасады зданий, разбит сквер (арх. Н.В.Баранов и др.), в центре которого установлен памятник А.С.Пушкину (бронза, гранит, 1957, скульптор М.К.Аникушин, арх. В.А.Петров)

Коллекции Русского музея.

Первоначальное положение о Русском музее предусматривало создание в нем трех отделов: отдела памяти Александра III; этнографического и художественно-промышленного; художественного. «Тройственный союз» разнохарактерных отделов оказался несостоятельным. Этнографические собрания впоследствии стали ядром самостоятельного музея. Мемориальный отдел в 1918 был упразднен, а сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 частично передан Эрмитажу, став основой его отдела русской культуры. Таким образом, название Русский музей изначально и традиционно закрепилось лишь за художественным отделом, размещенном в Михайловском дворце.

8 июля 1897 в Министерстве двора на основании «Высочайшего повеления» было принято решение о передаче произведений русской школы из Императорского Эрмитажа в Русский музей. Основу коллекций Русского музея составили произведения, поступившие не только из Эрмитажа, но и из Зимнего дворца, Академии художеств, царскосельского Александровского дворца, а также из частных собраний (коллекция князя А.Б.Лобанова-Ростовского (1824–1896), акварели и рисунки из собрания княгини М.К.Тенишевой). Первоначальное собрание Русского музея насчитывало около 1,5 тысяч произведений. Кроме того, Академия художеств полностью передала свой Музей христианских древностей (существовавший с 1858), насчитывавший примерно 5 тысяч памятников.

Лучшие вещи поместили на втором этаже в самом большом зале со стеклянным потолком, т.н. академическом (там, где прежде помещался дворцовый театр): Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (1889) Г.И.Семирадского; Христос и грешница (Кто без греха?) (1888) В.Д.Поленова; Покорение Сибири Ермаком (1895) В.И.Сурикова; Русалка и Поцелуйный обряд К.Маковского; Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных (1888), Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану (1880–1891) И.Е.Репина.