Содержание статьи
    Также по теме

    ВЕРЕЩАГИН, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    ВЕРЕЩАГИН, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1842–1904), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 (неудовлетворенный системой преподавания). Посещал мастерскую Ж.-Л.Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). Позднее активно участвовал в выставках «Товарищества передвижников».

    Всю жизнь был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1889 и 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

    В его батальных полотнах публицистически-остро, с жестким реализмом – и в то же время эпически-масштабно – раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая «туркестанская серия» заключает в себе вполне определенный имперски-пропагандистский, официозный момент (художник при всяком удобном случае не прочь подчеркнуть «варварскую» неполноценность, «дикарство» противника), над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато-коричневым, воистину «пустынным» колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина Апофеоз войны (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

    «Туркестанской» серии не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900) – с ее бравурными, несколько театральными эффектами (картина Не замай, дай подойти, посвященная русским партизанам, Исторический музей, Москва; и др.). Художник был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Воспоминания (1894); большой интерес представляют также его Избранные письма (переизданы в 1981).

    На своих выставках, вызывавших бурный резонанс и в России, и за рубежом, Верещагин выступал как настоящий виртуоз шоу-бизнеса. Его искусство оказало большое воздействие на развитие международного пацифистского движения.

    Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура (ныне Люйшунь, Китай). В Череповце существует дом-музей Верещагина.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

          ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН. ДВЕРИ ТИМУРА (ТАМЕРЛАНА). Государственная Третьяковская галерея

    Литература

    Завадская Е.В. В.В.Верещагин. М., 1986
    Лебедев А.К., Солодовников А.В. В.В.Верещагин. Л., 1987
    Верещагин В.В. Повести. Очерки. Воспоминания. М., 1990