Содержание статьи
    Также по теме

    ПРЕЛЮДИЯ

    ПРЕЛЮДИЯ (франц. prelude; от лат. praeludere, «играть прежде»), род инструментальной пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многолосную музыку. Первоначально прелюдия представляла собой инструментальное произведение, служащее вступлением к последующей музыке. В 15 и 16 вв. прелюдиями иногда именовались небольшие пьесы для лютни (Франческо Спиначчино) или для клавира (Уильям Бёрд, Джон Булл) в аккордовой фактуре. Характерная черта многих прелюдий – применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает ее с жанром этюда. Начиная с 17 в. прелюдия образует цикл с фугой, как, например, в Хорошо темперированном клавире Баха, либо открывает собой сюиту (Английские сюиты Баха), либо же служит вступлением к пению хорала (хоральные прелюдии). В 19 в. прелюдией может называться и оперная увертюра, особенно написанная в свободной форме. Тогда же название «прелюдия» как обозначение самостоятельного жанра появляется в фортепианной литературе (Ф.Шопен, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин), а также и в оркестровой (симфоническая прелюдия Дебюсси Послеполуденный отдых фавна).