Содержание статьи
    Также по теме

    ВЕЛЬВЕТ АНДЕГРАУНД

    ВЕЛЬВЕТ АНДЕГРАУНД (Velvet Underground), американская музыкальная группа. Создана в 1965. Классический состав: Лу Рид (Lou Reed) – вокал, гитара, Джон Кейл (John Cale) – скрипка, бас-гитара, клавишные, вокал, Стерлинг Моррисон (Sterling Morrison) – гитара, вокал, Морин Такер (Maureen Tucker) – ударные, вокал.

    История современной музыки была бы неполной без этой группы, без четырех ее классических альбомов. Музыка могла звучать иначе, а иных стилей вообще не было бы. Хотя за несколько лет существования группа не добилась существенного коммерческого успеха. Историки рока утверждают, что дебютный альбом «Вельвет Андеграунд», разошедшийся тиражом всего в 5000 экземпляров, оказал такое огромное влияние, что почти каждый купивший диск, создал свою группу.

    ВЕЛЬВЕТ АНДЕГРАУНД. Copyright © 2001 Universal Record Group

    История «Вельвет Андеграунд» тесно связана с фигурой знаменитого американского художника Энди Уорхола (Andy Warhol) и его студией «Фабрика» (The Fabric). «Фабрика» находилась в Нью-Йорке и в середине 1960-х являлась центром передового искусства. Энди Уорхол, «отец поп-арта», воплощал идеи взаимодействия различных направлений в искусстве: живописи, кино, музыки, литературы, фотографии. «Вельвет Андеграунд» первоначально были музыкальной частью «Фабрики», участвовали в представлениях и шоу, устраиваемых Уорхолом и его коллегами. Атмосфера свободы и целеустремленного поиска нового, царившая на «Фабрике», способствовала тому, что «Вельвет Андеграунд» стали экспериментировать и тоже искать новые формы в музыке.

    Хотя все музыканты «Вельвет Андеграунд» были сильными творческими личностями, Лу Рид был лидером, «лицом» коллектива. Проработав некоторое время сессионным гитаристом, в начале 1965 Лу Рид со своим коллегой Терри Филлипсом (Terry Phillips) стали организовывать свою группу. Почти все музыканты того времени приходили в рок-н-ролл под влиянием «Битлз». Для Лу Рида же пример «Битлз» был отправной точкой в том смысле, что ему хотелось играть другую музыку, не похожую на все то, что производила в то время поп-индустрия. К Риду и Филлипсу присоединились еще два музыканта: Тони Конрад (Tony Conrad) и Джон Кейл, большие любители авангардной музыки. Скрипач Кейл, родом из Уэльса (Великобритания) имел классическое музыкальное образование и уже имел опыт работы в экспериментальной музыке. Он сотрудничал со знаменитым ЛаМонтом Янгом (LaMonte Young). Кейл увлек Лу Рида своими музыкальными пристрастиями, и в свою очередь проникся ридовскими поэтическими и песенными опытами. Вскоре к ним присоединился гитарист Стерлинг Моррисон (взгляды Моррисона и Рида во многом совпадали) и перкуссионист Энгус Мэклайз (Angus Maclise). В конце 1965 Мэклайз покинул группу и на его место пригласили Морин Такер,

    Группа меняла названия, но вскоре они остановились на «Вельвет Андеграунд» (Бархатное Подземелье), позаимствовав его у порнографического романа Майкла Лея.

    Первый концерт состоялся 12 декабря 1965 в колледже Саммит Хай Скул (Нью-Джерси). Репертуар «Вельвет Андеграунд» в то время состоял из песен Рида и из рок-н-роллов Чака Берри. На одно из регулярно устраиваемых выступлений группы в кафе «Бизарр» зашел Энди Уорхол и сразу понял, что это музыкантов, которые соответствовали эстетике его «Фабрики». Он предложил им сотрудничество, и группа присоединилась к уорхоловской студии.

    Лу Рид был очарован личностью Уорхола и атмосферой нью-йоркской студии, где ежедневно собирались колоритные известные люди: художники, писатели, артисты, модели, в том числе трансвеститы. Все они стали персонажами многих луридовских песен. Посещала студию и актриса Ингрид Суперстар (Ingrid Superstar). Именно на «Фабрике» родилось слово «суперзвезда». У Уорхола группа познакомилась с Нико (Nico), бывшей моделью, актрисой и разносторонне образованной девушкой испано-югославского происхождения, знавшей семь языков. Она стала их вокалисткой.

    В составе проекта Уорхола «Взрывающееся Пластиковое Неизбежное» (The Exploding Plastic Inevitable) «Вельвет Андеграунд» отправились в турне по стране с показом последних достижений нью-йоркского искусства. А 1967 они выпустили первый альбом Вельвет Андеграунд и Нико (Velvet Underground and Nico). Его неофициальное название – «банановый альбом», потому что на его обложке изображен банан. Альбом оформлял Энди Уорхол. Коммерческий неуспех диска объясняется неудачной рекламной кампанией фирмы грамзаписи «Верв», хотя альбом содержал удивительно красивые песни, которые могли бы стать «хитами». Тонкие лирические баллады в исполнении Нико соседствовали с жесткими и «грязными» номерами, как Ожидая моего человека (Waiting for my man), рассказывающей о процессе приобретения наркотиков, или Героин (Heroin), посвященной собственно наркотическому опыту, не говоря уже о двух подлинно авангардных композициях, завершавших альбом: Песня смерти черного ангела (Black Angel's Death Song) и десятиминутной Европейский сын (European Son). Лу Рид зарекомендовал себя как певец темной стороны жизни. Он рассказывал о том, о чем не принято было размышлять в поп-песнях.

    Музыканты начинают отдаляться от «Фабрики», предпочитая развивать самостоятельную карьеру. Нико покидает группу. Однако отношения с Уорхолом и Нико не обрываются, Рид написал даже несколько песен для первого сольного диска Нико Девушки из Челси (Chelsea Girls, 1968).

    В 1967 всего за два дня группа записала один из самых бескомпромиссных авангардных альбомов: Белый Свет/Белый Жар (White Light/White Heat). Шесть песен альбома, по сути вполне мелодичных, появляются на диске в обрамлении жужжащих, скрежещущих, надрывающихся гитар и скрипки, заглушающих порой другие инструменты. И тематика песен жесткая: наркотики, лечение электрошоком (которое Лу Рид сам перенес в 17 лет), сексуальные оргии. Лу Рид и Кейл из потенциально «хитовых» номеров (например, лирической Я услышал, как она позвала меня по имени I Heard her Сall my Name) сделали вызывающе некоммерческие вещи. Альбом стал отправной точкой более позднего музыкального направления «noise-rock» (шумовой рок).

    После этого альбома Лу Рид решил сделать акцент на мягких мелодичных композициях. Кейл, желавший продолжать эксперименты с авангардными звучанием, ушел, и место бас-гитариста занял Дуг Юл (Doug Yule).

    В третьем альбоме Вельвет Андеграунд (Velvet Underground, 1969) Лу Рид предстал как великолепный мелодист и автор удивительно нежных и печальных песен Светло-голубые глаза (Pale Blue Eyes), Кэнди говорит (Candy Says), Иисус (Jesus), Вечерние часы (Afterhours).

    Группа имела устойчивую репутацию среди интеллектуалов и бунтующей независимой молодежи, но коммерческого успеха у группы не было. Они сделали несколько новых студийных записей, которые были изданы лишь спустя почти 20 лет: VU (1985) и Another VU (Другое VU, приблизительный перевод Другой взгляд, 1986).

    В процессе подготовки альбома Нагруженный (Loaded, 1970) группа практически распалась. Лу Риду не нравилось звучание, которое предложил Дуг Юл и продюсеры, но находясь под сильным наркотическим воздействием, не нашел в себе сил повлиять на события. Альбом немало удивил старых поклонников группы, ибо его звучание действительно было совсем непохоже на звучание предыдущих пластинок. Звук был приглаженным и мягким. Вместо оригинальной манеры перкуссионистки Такер использовались традиционные ударные. По всем параметрам получился вполне успешный поп-альбом, но массовая аудитория проигнорировала его. Альбом содержал легендарные песни Рида Сладкая Джейн (Sweet Jane) и Рок-н-ролл, которые исполняли впоследствии Лу Рид и многие другие группы. Вскоре после выпуска альбома Лу Рид заявил о своем уходе из «Вельвет Андеграунд».