Содержание статьи
    Также по теме

    КОВЧЕГ

    КОВЧЕГ, слово, используемое в русском Синодальном переводе Библии для передачи двух различных еврейских терминов: «тева» и «арон».

    Слово «тева» в Книге Бытия обозначает судно, которое построил Ной (Ноев ковчег), чтобы спасти себя и свою семью от потопа. Корзина из тростника, в которую положили младенца Моисея и оставили «в тростнике у берега реки» (из-за того, что фараон повелел топить всех новорожденных еврейских мальчиков), также названа «тева» (Исх 2:3).

    Ковчег Завета («арон») – ящик, изготовленный израильтянами во время их скитаний в пустыне для хранения и переноски двух каменных скрижалей Завета, которые Бог дал Моисею. Ковчег был сделан из акации, обит золотом изнутри и снаружи, покрывался крышкой из чистого золота, увенчанной золотыми изваяниями двух херувимов (Исх 25). Ковчег являлся самой важной святыней израильтян, в нем видели престол Божий и символ присутствия Бога. Во время скитаний израильтян в пустыне его носили священники или левиты на шестах, которые продевались в кольца, закрепленные на боковых сторонах. Ковчег хранился в Святом святых скинии. Позднее он был помещен в святилище в Шилó, и наконец, в Святое святых Соломонова храма в Иерусалиме. См. также ХРАМ.

    Согласно Библии, ковчег находился под защитой Божьей силы. Когда филистимляне захватили его и поместили в храме Дагона в Ашдоде, статуя Дагона упала и разбилась (1 Цар 5:1-4). Позднее Оза, прикоснувшись к ковчегу, умер, пораженный сверхъестественной силой (2 Цар 6:6-7). Ковчег исчез, когда вавилоняне разрушили храм в 586 до н.э. Согласно Библии, он был спрятан в пещере пророком Иеремией (2 Макк 2:4-8).

    В послебиблейское время «священным ковчегом» («арон ха-кодеш») называют шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Он размещается в синагоге в стене или около нее с той стороны, куда обращены молящиеся во время богослужения (в большинстве синагог – с восточной стороны). Перед ковчегом подвешен светильник с «вечным огнем» («нер тамид»). Ковчег, символизирующий Святое святых Иерусалимского храма, – главная святыня синагоги, и когда его открывают, молящиеся встают. Занавес («парохет»), закрывающий ковчег, напоминает завесу, которая отделяла Святое святых от основного помещения Храма.