Содержание статьи
    Также по теме

    ПУРАНА КАССАПА

    ПУРАНА КАССАПА (пали ПУРАНА КАССАПА (пали ), индийский философ-адживик (середина I тыс. до н.э.). По учению Пурана Кассапы (второе имя означает принадлежность к знаменитому брахманскому роду), «те, кто действует и побуждает действовать других, увечат [людей] и подстрекают к тому [других], делают [других] несчастными, притесняют, трепещут [сами] и заставляют трепетать [других], отнимают чужую жизнь, присваивают то, что не дано, совершают кражу со взломом, уносят похищенное, грабят одинокие жилища, выходят на большую дорогу, ходят к чужим женам, говорят неправду, – никто [из них] зла не совершает. И даже если [кто-то] с острым как бритва диском превратит все живые существа, [населяющие эту землю], в сплошное месиво, то такое действие не будет злом и не даст приращения зла». Равным образом и любые дела милосердия, совершение жертвоприношений, самоконтроль и вообще делание всякой правды не дают «приращения добра». Кроме того, Пурана настаивал на конечности мира и бесконечности знания (отсюда и его имя, означающее «полноту»).

    Перед нами продуманное учение об «отсутствии действий». Обе буддийские интерпретации его учения – как отрицание причинности (в человеческих действиях), так и детерминизм (ниятивада) – адекватны и отражают внутренний и внешний аспекты этого учения. Джайны характеризуют учения, близкие Пуране, как «отрицание деятеля». Взгляды проповедников имморализма вроде тех, которые сформулировал Пурана Кассапа, были популярны в эпоху Будды как соответствовавшие общей тенденции «переоценки всех ценностей», о чем свидетельствует и знаменитая поэма Ашвагхоши Буддачарита.

    См. также АДЖИВИКИЗМ; АШВАГХОША; БУДДА И БУДДИЗМ; ДЖАЙНИЗМ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; САМАННАПХАЛА-СУТТА; ТРИПИТАКА.

    Литература

    Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997