Содержание статьи
    Также по теме

    АШВАГХОША

    АШВАГХОША (санскр. ), буддийский поэт, драматург, философ и проповедник, живший в 1–2 вв. Родился на севере Индии в брахманской семье, предположительно в г. Айодхье (совр. Аудх), получил превосходное образование, а затем обратился в буддизм, вероятно в школе сарвастивады, был учеником Паршвы (или его ученика Пуньяяшаса) и, согласно Васубандху, даже помогал Катьяянипутре писать комментарий Махавибхаша к абхидхармическому наследию сарвастивадинов. Махаянисты, однако, называют его в числе своих основных авторитетов – наряду с Нагарджуной и Арьядэвой. Китайские и тибетские историки сообщают, что он писал к своим стихам музыку, нередко возглавляя группы бардов, исполнявших в людных местах буддийские «стансы» о тщете и суете существования. Ему приписывалось множество произведений, из которых подлинными являются, вероятно, лишь три.

    Поэма Буддачарита (Жизнь Будды) сохранилась в санскритском оригинале в 17 «песнях», в китайском и тибетском переводах – в 24. Поэма лишена типичных для позднего периода высокой поэзии (кавья) усложненностей, равно как и преувеличений в описаниях Будды, характерных для более поздних «махаянских пуран» вроде Лалитавистары (3–4 вв.). Среди наиболее экспрессивных сцен – описания встреч царевича Сиддхартхи со старцем, больным и покойником, определивших его решение уйти из мира, уход из царского дворца и низложение демона Мары. Вместе с тем, поэма Ашвагхоши, тщательно изучившего тексты Трипитаки, позволяет восстановить картину религиозной и философской жизни Индии эпохи Будды, прежде всего облик аскетических, шраманских кружков и их учителей (глава 12 предлагает поэтическую реконструкцию учения Арада Каламы, первого наставника Будды – одну из самых ранних версий санкхьи, в которой еще отсутствует учение о трех гунах).

    Саундарананда (О Нанде и Сундари) принадлежит к произведениям «украшенной» куртуазной поэзии. Ее основной сюжет: Нанда, сводный брат Будды, горюет из-за разлуки со своей возлюбленной Сундари, но постепенно начинает осознавать суетность земных желаний (Будда убеждает его в том, что его избранница так же безобразна в сравнении с небесными нимфами-апсарами, как обезьяна в сравнении с ней, а затем, когда он желает уже апсару, Ананда наставляет его в том, что даже радости, даруемые небесными женщинами, – такая же суета, как и удовольствия, даруемые женщинами земными). В результате Нанда предается созерцательной практике и становится архатом.

    Ашвагхоша был автором одной из первых санскритских пьес – Шарипутра-пракараны, по сюжету которой Будда обращает своих будущих знаменитых учеников Шарипутру и Маудгальяяну. Пьеса сохранилась лишь во фрагментарнах.

    Ашвагхоша – одна из значительных фигур, определивших эволюцию индийского буддизма в направлении махаяны. В Буддачарите, где излагается первая проповедь Будды о страдании, основатель буддизма говорит о «пустотности» тела, сам он – «владыка мира» – прямо указывает на «широкий путь», проложенный предшествовавшими буддами. Нанда в другой поэме также не ограничивается собственным освобождением, но, подобно тем, кто следует «путем бодхисаттвы», преисполнен сострадания ко всем существам (махакарунья) и желает извлечь их из океана страдания.

    См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; АРХАТ; АТМАН; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; ГУНЫ; САРВАСТИВАДА; ТРИПИТАКА; ШУНЬЯТА.

    Литература

    Шохин В.К. Буддийская версия древней санкхья-йоги (Традиция Арада Каламы). Ашвагхоша. Буддачарита (глава 12). – В кн.: Историко-философский ежегодник '87. М., 1987
    Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М., 1990