Содержание статьи
    Также по теме

    АРЛЕКИНАДА

    АРЛЕКИНАДА, комическая сценка, главным действующим лицом которой являлся Арлекин, персонаж итальянской комедии дель арте. Исторически вначале он был вторым дзанни комедии – простодушным, но не унывающим персонажем. С распространением комедии дель арте в Европе, Арлекин, как социальный тип, превратился в первого дзанни, изменился его характер, он стал ловким пройдохой, которому всегда достаются лавры победителя. Сюжетом арлекинад обычно служит любовная интрига: хитрый ловкий Арлекин обманывает неудачника Пьеро, добиваясь любви Коломбины. Арлекинада содержала также пародии и сатиру на злободневные темы, поэтому она стала излюбленным жанром европейского, прежде всего французского, ярмарочного театра. Жанр зародился в середине 17 в. в Париже. Литературной основой арлекинад были пьесы драматургов эпохи Просвещения Лесажа, Мариво, Дорневаля. Арлекинада соединяла в себе пантомиму, танец, пение, сценические эффекты.

    Рубеж 19–20 вв. отмечен эстетизацией арлекинады в творчестве художников, режиссеров и хореографов модерна, которых привлекала яркая театральность этого жанра (произведения художников круга журнала «Мир искусства», балет Арлекинада на музыку Р.Дриго в постановке М.Петипа, 1900, Карнавал на музыку Р.Шумана в постановке М.Фокина, 1910 Пульчинелла И.Стравинского в постановке Л.Мясина, 1920, ряд спектаклей В.Мейерхольда, А.Таирова, С.Радлова, Н.Евреинова, К.Марджанова и др.).

    Елена Ярошевич

    Литература

    История западноевропейского театра, т. 1. М., 1981
    Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999
    Маска и маскарад в русской культуре 18–20 вв. М., 2000