Содержание статьи
    Также по теме

    БЕРСЕНЕВ, ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

    БЕРСЕНЕВ, ИВАН НИКОЛАЕВИЧ (наст. фамилия Павлишев) (1889–1951), русский актер, режиссер. Народный артист СССР (1948). Родился 11 (23) апреля 1889 в Москве. Детство и юность провел в Киеве; отец, управляющий торговой фирмой, умер, когда сыну было 7 лет. Увлекаться театром Берсенев начал еще в гимназии, посещал спектакли с участием М.Заньковецкой, П.Саксаганского, Е.А.Лепковского и др. В восьмом классе гимназии поступил в драматическую школу А.А.Лепковского. Участвовал в любительских спектаклях, ездил с группой молодых актеров на гастроли в Бердичев и Житомир. Гимназистам запрещалось выступать на сцене, и он изменил свою фамилию на Берсенев. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Киевского университета. Участвовал в любительских спектаклях в Народном доме. В роли купца Федора Ластовкина (Рабочая слободка Е.Карпова) привлек внимание антрепренера Киевского театра Соловцова И.Дуван-Торцова, который и пригласил его в свою труппу. В 1907 Берсенев поступил в труппу Театра Соловцова, первая роль – Родэ в Трех сестрах А.Чехова в постановке К.А.Марджанова (Марджанишвили), встречу с которым актер считал счастливым событием в своей актерской судьбе. Играл Морица (Пробуждение весны Ф.Ведекинда), Константина (Чертушка А.Амфитеатрова). В следующем сезоне вместе с Марджановым перешел в Одессу в антрепризу М.Багрова, затем режиссер Н.А.Попов снова пригласил его в Соловцовский театр. С успехом исполнял ведущие роли в пьесах А.Островского – Митя (Бедность не порок), Жадов (Доходное место), Иоганнес (Одинокие Г.Гауптмана), Малькольм (Макбет У.Шекспира), герцог Рейхштадский (Орленок Э.Ростана), Глуховцев (Дни нашей жизни Л.Андреева), Арман (Дама с камелиями А.Дюма) и др.

    15 апреля 1911 Берсенев был принят в труппу Московского Художественного театра. Его первые роли в МХТ: Фортинбрас (Гамлет, постановка Г.Крэга, реж. К.Станиславский и Л.Сулержицкий), Судебный следователь (Живой труп Л.Толстого). За годы работы в Художественном театре (1911–1919) сыграл около 20 ролей, среди них многочисленные, часто заметные вводы: гусар Курчаев (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского), Родэ (Три сестры Чехова, 1912), Фетюкович (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому, 1912), Загорецкий (Горе от ума А.Грибоедова, 1914), Петя Трофимов (Вишневый сад Чехова, 1917), Глумов (На всякого мудреца довольно простоты, 1918). Роли в премьерных спектаклях: Мухин (Где тонко, там рвется И.Тургенева, 1912), Алеша (Екатерина Ивановна Андреева, 1912), Савелов (Мысль человека Андреева, 1914), молодой человек (Пир во время чумы А.Пушкина, 1915) и др. Выдающимся было исполнение роли Петра Верховенского (Николай Ставрогин по роману Достоевского Бесы, реж. Немирович-Данченко и В.Лужский, 1913).

    После голодной московской зимы 1918–1919 Берсенев задумал гастроли артистов МХТ на Украине. Гастролируя в Харькове, группа во главе с В.И.Качаловым оказалась отрезанной от Москвы событиями гражданской войны – в Харьков вступила добровольческая армия Деникина. Начались гастрольные странствия «качаловской группы» сначала по югу России (Крым, Одесса, Ростов, Екатеринодар, Поти, Тифлис, Батуми), затем за рубежом (Константинополь, София, Белград, Загреб, Вена, Прага, Братислава, снова Вена, Берлин и др.).

    В мае 1922 группа вернулась в Москву. 1 декабря 1922 Берсенев был приглашен в 1-ю Студию МХТ как актер и член правления студии, которая 7 сентября 1924 была реорганизована в МХТ 2-й, который был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Его возглавил Михаил Чехов, главным помощником стал Берсенев. Огромное влияние на него М.Чехова проявилось в его актерских работах: Бир (Потоп Г.Бергера, 1923), думский секретарь Минутка (Расточитель Н.Лескова, 1924), Аблеухов (Петербург А.Белого, 1925), про которого П.Марков писал: «Отлично схвачена речь, колеблющаяся и вкрадчивая походка: образ скользит между иронией и лирикой». Большой интерес вызвала сравнительно небольшая роль Бориса Годунова в спектакле Смерть Иоанна Грозного А.Толстого (1927) – «государственный муж большого ума и силы», «по-лисьему хитрый Годунов, образ, построенный на внешней бесстрастности и вкрадчивости движений и интонаций». Следующими были Беня Крик (Закат И.Бабеля, 1928), Иудушка Головлев (Тень освободителя по М.Салтыкову-Щедрину, 1931), Пьер Массубр (Мольба о жизни Ж.Деваля, 1935).

    После решения М.Чехова в 1928 покинуть пост директора и художественного руководителя МХАТа 2-го, Берсенев назначен сначала заместителем директора, а потом директором и художественным руководителем театра.

    Как режиссер впервые выступил в 1925, поставив пьесу Н.Венкстерн В 1825 году (совместно с Б.Сушкевичем), в 1929 вместе с А.Чебаном поставил пьесу А.Афиногенова Чудак (исполнил роль Горского), имевшую большой успех (более 500 представлений). Затем последовали Униженные и оскорбленные по Достоевскому (1932), Часовщик и курица И.Кочерги (1934, совм. с С.Бирман), Мольба о жизни Деваля (1935, с реж. Б.Нордом).

    В 1936 МХАТ 2-й был закрыт. Берсенев два года работал в Театре им. МОСПС как актер и режиссер. Здесь он поставил Салют, Испания! Афиногенова (1936, исполнил роль Хозе) и Порт-Артур Л.Никулина (1938). Большой удачей актера было исполнение роли Дон Гуана (Каменный гость Пушкина, реж. Бирман, 1937).

    С январе 1938 по декабрь 1951 Берсенев – актер и бессменный руководитель Театра им. Ленинского комсомола. Вехами этого театра стали спектакли Нора Х.Ибсена (1939), Парень из нашего города К.Симонова (1940), Фронт А.Корнейчука (1942), Так и будет Симонова (1944), Наш общий друг Венкстерн по роману Ч.Диккенса (1946) и др. Здесь им были созданы выдающиеся актерские работы – Хельмер (Нора), Протасов (Живой труп Л.Толстого, реж. Бирман, 1942), Сирано де Бержерак (одноименная пьеса Э.Ростана, реж. Бирман, 1943).

    В кино Берсенев снимался мало. Его первая роль – в фильме Слезы (реж. Е.Бауэр, 1914), затем Алеша (Екатерина Ивановна по Л.Андрееву, 1918), Цветы земли и неба по роману С.Жеромского Грех (1916), Павел (Мать по М.Горькому, реж. А.Разумный, 1919). Самое яркое достижение в кино – роль Карташева в фильме Великий гражданин (реж. Ф.Эрмлер, 1 серия 1938, 2 серия 1939).

    Умер Берсенев в Москве 25 декабря 1951.

    См. также МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР; ТЕАТР «ЛЕНКОМ».

    Литература

    Вендровская Л. Иван Николаевич Берсенев. М., 1950
    Иван Николаевич Берсенев. Сборник статей. М., 1961